Про подводные лодки никому ничего рассказывать не надо.А вото том, что наряду с подводными разрабатывались проекты подземных боевых машин, знают немногие. По замыслу изобретателей подземный танк зарывался в землю, как крот рыл подземный тоннель и выходилна поверхностьв тылу врага в самом неожиданном месте.
Подземная война в античные времена
Еще в античные времена при осаде крепостей использовались подкопы. Тоннели прорывали под городские стены с цельюих обрушения,а иногда подземные ходы прорывали до самого центра города. Прием действенный, хотя и долгий.Но во те времена осады продолжались по 7–10 лет, так что времени у античных героев было предостаточно. Александр Македонский таким образом в 322 г. до н.э. взял Газу, Сулла в 86 г. до н.э. Афины, Помпей в 72 г. до н.э. Паленсию.
С изобретением пороха тактика немного изменилась. В прорытую под крепостную стену галерею закладывали немеряный заряд пороха, взрывали и в образовавшийся пролом устремлялись солдаты, уничтожая всех, кто еще остался в живых после страшного взрыва. Именно так была взята Иваном Грозным после длительной осады Казань.
Первая подземная мировая
Первая мировая ознаменовалась переходом к осадной войне. Вражеские линии укреплений становились неприступными. Несколько рядов колючей проволоки задерживали наступающих, пулеметы выкашивали их сотнями. Наземные наступления заканчивались огромными потерями и почти никогда не приводилик прорыву обороны противника.
Возвращение к традициям ведения подземной войны в такой ситуации было вполне естественным. В 1916 году британцы организовали 33 тоннельные роты численностью 25 тыс. человек. Рытье подкопов как способ взлома линии обороны противника использовался и в русской армии, и в германской.
В войсках появились службы прослушки, укомплектованные специалистами-слухачами для выявления подземных атак врага. В случае обнаружения ведения противником подземных работ рыли контргалерею с целью захватить и взорвать вражеский тоннель. Под землей разыгрывались нешуточные сражения: рвались тонны динамита, солдаты сходились в рукопашную.
Появление танка дало идею создания такой же подземной машины.
Подземоход фон Верна
В 1933 годув германии инженером фон Верном был запатентован подземоход. Машина предполагалась к использованию для добычи полезных ископаемых, геологоразведки, рытья тоннелей под городские коммуникации и пр.Но первыми внимание на нее обратили внимание конечно же военные. Не имея средств на реализацию проекта, немцы засекретили его и положилив архив, чтобы Франция и Англияне опередили их.
В 1940 году Верн встретился с Клаусом фон Штауффенбергом (тем самым, что в 1944 году подложит бомбу под уже необожаемого фюрера), показал ему свой проект, а тот ознакомил с ним руководство вермахта. Немецким генералам, планировавшим в ближайшее время высадку в Британии (операция «Морской лев») идея атаки Англии из-под земли понравилась, Вернеру были выданы немалые средства. По проекту танк Верна с экипажем5 человек, перемещаясь со скоростью 7км/ч нес боезаряд 3400кг.
Однако Геринг, радея о своих любимых люфтваффе, сумел убедить Гитлера, что вместо десятков подземных танков лучше построить то же количество бомбардировщиков, и проект фон Верна был закрыт, даже не выйдяза пределы лабораторных экспериментов.
Нацистский «Змей Мидгарда»
Более удачной была судьба у проекта инженера Риттена. Независимо от Верна он в 1934 году разработал свой вариант подземохода, назвав его «Змей Мидгарда», планируя машину в первую очередь для штурма французской Линии Мажино. Проект Риттена поражал масштабностью. «Змей» представлял собой целый поезд в 500м из отсеков размером 7м в длину, 6м в ширину и 3,5м в высотусо спальней на 30 человек, тремя ремонтными мастерскими, радиостанцией, кухней и спасательной шлюпкой для выхода на поверхность.
Тянул состав со скоростью от 3 до10 км/ч(в зависимостиот характера грунта) головной вагон с 4 буровыми установками и 9 приводящими их в действие электродвигателями. Еще 14 двигателей питали ходовую часть. Плюс 4 электрогенератора и топливный бак на 960м.куб. Вооружение — тысяча 250кг мин, тысяча 10кг мин, подземная торпеда «Fafnir» длиной 6м. и 12 спаренных пулеметов.
Немцы планировали построить 20 таких подземных крейсеров, но все уперлось деньги. Изготовление одного «Змея» требовало 30 млн. рейхсмарок. Считается, что проект так и осталсяна бумаге. Однако бывший гауптштурмфюрер СС Вальтер Шульке утверждал, что тяговая установка была построена и проходила испытания в 1944 году под Кенигсбергом. Испытания кончились неудачно, «Змей» взорвался и остался под землей вместе с 11 членами экипажа.
Made in England
Аналогичные научно-конструкторские работы проводились и в Англии.В конце 30-х годов У. Черчилль дал личное указание приступить к разработке подземных танков. Планировалось к 1940 году выпустить 200 машин.В секретных документах машины проходили как «Экскаваторы» и «Культиваторы». Британский подземный поезд состоял из 2-х секций, двигался со скоростью8 км/ч; общая длина 23,5м, ширина 2м, высота 2,5м. К 1943 году было построено 5 машин, последняя дожила до начала 50-х годов.
Сделано в СССР
Энтузиастов, разрабатывающих свои проекты подземоходов, в России было предостаточно. Инженер Петр Рассказов создал свой проект еще в 1904 году.В 30-х годах в этом направлении работал инженер Треблев.
В 1945 годук идее вернулись. Как утверждается, толчком стали остатки «Змея Мидгарда», найденные под Кенигсбергом. Подняли из архива чертежи Треблева. В 1946 году построенная одноместная машина прошла испытания на Урале.Со скоростью 10м/ч она прошла сквозь гору Благодать. Однако конструкция не показало себя достаточно надежной, и проект был закрыт.
Работы возобновились при Хрущеве. По замыслу грозившего показать американцам «кузькину мать» генсека подземоходы должны были доползти до США, заложить и взорвать ядерные заряды под стратегическими объектами, вызвав крупные землетрясения.
В 1964 годутам жена Урале проходил испытания построенный «Боевой крот». Подземоход длиной 35м с экипажем5 человек нес 15 бойцов десанта и 1 тонну взрывчатки, скорость – 7км/ч. Во время второго испытания машина взорвалась, экипаж погиб. Работы застопорились, а сменивший Хрущева Брежнев остановил их совсем.
Есть ли будущее у подземохода?
Ведутся лив настоящее время разработки таких машин – тайна, покрытая раком. Теоретически такое вполне возможно. В свое время академик Сахаров (да-да, тот самый) и профессор Покровский искали методы увеличить скорость перемещения подземохода под землей. Ими доказано, что в облаке раскаленных частиц машина может двигаться под землей со скоростью десятки и даже сотни км/ч. Так что проект «Боевого крота» рано ложить под сукно.
То, что проектом советского подземного танка занимался Сахаров еще ни о чем не говорит, он любил радовать членов политбюро бредовыми проектами типа подземных суперторпед или водородных бомб закрепленных на аэростатах. Трудно назвать его ученым, его просто назначили изобретателем бобы, а все данные украли в США наши разведчики.
Оставьте свой комментарий