Нам часто кажется, что история — это широкое асфальтированное шоссе, ровное и прямое.На самом деле историческая дорога извилиста, изобилует ухабами, вправо и влевоот нее убегают малоприметные стежки. Пойдем по одной из них,и она приведет нас на юг Франции, в XIII век, в провинцию под названием Лангедок.
Гордый и независимый Лангедок
В начале XIII века Лангедок еще не был частью Франции. Хозяева тех земель — тулузские графы, владения их простиралисьот Пиренеевдо Луары,от Средиземного моря до Гаронны. Тулузского графа Раймунда VI называли «королем юга». Под его покровительством в Лангедоке развивались торговля и ремесла, изучались науки: математика и медицина, философия и астрономия, процветала знаменитая поэзия трубадуров.
Блестящий двор тулузских графов был интеллектуальным центром Европы, южнофранцузская культура стояла во главе европейского развития. И на эту территорию не распространялась власть папы римского.
Жители Лангедока придерживались учения, которое в Риме называли «альбигойской ересью» (по названию города Альби, где находилась самая крупная община еретиков). Чему же учили жителей Лангедока странствующие проповедники в остроконечных шапках и черных одеждах, подвязанных веревкой, называвшие себя катарами?
Храм — сердце человека
Они говорили, что римская церковь отступила от истинных христианских заповедей, погрязла в роскошии разврате, что католические священники не думаюто душах паствы, а мечтают лишь о богатствеи власти. Крест не может быть символом веры, это орудие пытки, на нем распинали людей. Для общения человека с Богомне нужныни папа,ни епископы. Единственным Божьим храмом катары считали сердце человека, поэтому они не строилини церквей,ни часовени читали проповеди в домах, пещерах и просто под открытым небом. Они никогдане клялисьи отрицали всякое убийство, даже животного. Совсем не ели мяса и жили только на подаяния верующих.
Эти странствующие проповедники, давшие обет аскетизма, относились, по их же терминологии, к касте «совершенных». Прочие же были «верующими» и жили обычной мирской жизнью, соблюдая при этом заповеди, проповедуемые «совершенными». Местная знать не препятствовала распространению ереси, многие бароны даже принимали веру катаров.
Папские легаты против
Стремясь вернуть катаров в лоно католической церкви, папы отправляли в Лангедок сотни миссионеров, однако желающих слушать проповеди посланников из Рима были единицы. Католические храмы в городах Лангедока стояли пустыми. Папские миссионеры вызывали «совершенных» на теологические дебаты, но постоянно терпели от них поражение. Катары, кроме Библии, цитировали Платона и Аристотеля, приводили примеры из истории Египта и Палестины.Даже каноник Доминик де Гусман (ставший впоследствии святым Домиником), отличавшийся убедительностью и красноречием,в послании папе признавался в своих более чем скромных успехах на этом поприще.
Из Лангедока ересь медленно распространялась по всей Европе, захватывая все новые области. Катарские общины появились не тольково Франции, но и в Испании, Германии, Фландрии и Северной Италии. Под угрозой оказалось само существование Римско-католической церкви. В 1209 году папа Иннокентий III отлучилот церкви «короля юга» Раймунда VI и его вассалов, поддерживавших катаров, и призвал баронов Северной Франции к крестовому походу против еретиков.
Альбигойский крестовый поход
Летом 1209 года армия из 10 тысяч крестоносцев двинулась походом на цветущий край. Всем вставшим под знамена обещались обширные земельные владения в Лангедоке.Вел «псов господних» доверенный человек папы — аббат Сито Арнольд Амальрик. Непосредственно военная часть операции была возложена на Симона де Монфора, пятого графа Лестера.
Верные завету «не проливать кровь», жители нескольких городов открыли ворота христовым воинам и сразу же пожалели об этом.Вход крестоносцевв города сопровождался жесточайшими расправами с местным населением. При вступлениив Безьена вопрос де Монфора, как отличить правоверных католиков от безбожных еретиков, папский легат дал ответ, вошедший в историю: «Убивайте всех. Господь узнает своих».
По всему Лангедоку горели костры, на которых сжигали сотни людей. В расчетне принималисьни пол,ни возраст,ни занимаемое положение. Жителям города Каркассона была оказана «высочайшая милость»: их не убили,а выгналииз города, лишив всего имущества, в одном нижнем белье. Города перестали сдаваться, каждый приходилось брать штурмом.
Цветущий край превратился в опустошенную разграбленную землю. В 1215 году после четырех лет «усмирения» пала столица Лангедока Тулуза. Местное дворянство во главес графом Раймундом VI было изгнано. Симон де Монфор получил завоеванную землю от папыв ленное владение.
Завоеванный, но не покоренный
В 1216 году захваченный Лангедок восстал. Жители Тулузы, Альби, Фуа, Каркассона изгоняли из городов крестоносцев и открывали ворота войску вернувшегося из изгнания Раймунда VI. И тогдана Лангедок отправилась новая армия крестоносцев.
Прошли год, два, десять… Уже умерли папа римский Иннокентий III и Раймунд VI, во Франции три короля сменили друг друга, а в Лангедоке все еще полыхало пламя восстания.
Только в 1229 году, после 20 лет кровавой войны, край был окончательно сломлен. Раймунд VII, сын Раймунда VI, в соборе Парижской Богоматери со свечойв руке опустился на колени перед папским легатом, прочел длинный список своих прегрешений, отрекся от ересии обязался впредь беспрекословно подчиняться всем повелениям Святого престола.
После унизительного покаяния 12 апреля1229 годав городе Мо к северо- востоку от Парижа между графом Тулузским и королем Франции был заключен договор. Этот день считается официальной датой окончания Альбигойского крестового похода. Раймунд VII признал себя вассалом короля Франции Людовика IX, половина земель графа переходила в собственность французской короны. В городах сносились укрепления. Для искоренения последних ростков катарской ереси инквизиция была наделена всеми полномочиями в Лангедоке.
Но движение катаров продолжалось. «Совершенные» и «верующие» ушли в подполье, а их духовным центром, их знаменеми центром сопротивления стал Монсегюр — крепость на вершине скалы в отрогах Пиренеев.
Монсегюр
В крепости обосновались около сотни воинов и 200 последних оставшихся в живых «совершенных». Отсюда катары отправлялись в свои опасные странствия по Лангедоку для подпольных проповедей. Сюда они возвращались, чтобы отдохнуть и набраться сил для новых походов. Все жители Лангедока с надеждой смотрели на Монсегюр: пока крепость стоит — борьба не окончена.Это понимали и в Риме, и в Париже, поэтому в мае1243 года несколько тысяч крестоносцев вышли в походна Монсегюр.
Но стоявшая на отвесной скале крепость оказалась практически неприступной. Почти год держался Монсегюр! 16 марта1244 годав ходе очередного штурма крепость пала. Все воины-катары погибли. «Совершенным» обещали жизнь, если они публично отрекутся от своей веры и признают Римско-католическую церковь как единственно истинную.
Как был нужен Риму хоть один «раскаявшийся» еретик! Но все пленные единодушно ответили отказом. Вечером 16 марта оставшиеся в живых «совершенные» и «верующие» — мужчины и женщины, дети и старики — всего 257 человек торжественно взошли на костер.Это местоу подножия горы до сих пор называется Полем сожженных.
Пропавшее «сокровище»
Но четверо «совершенных» остались в живых.Этот факт зафиксирован в протоколе допроса последнего коменданта Монсегюра Арно-Роже де Мирпуа. В ночь на 16 марта они покинули крепость, спустившись на веревкахсо скалы. Комендант сам готовил им побег. Известны имена беглецов: Гюго, Амьель, Экар и Кламен.С собой они унесли «сокровище катаров». Двое впоследствии объявились в однойиз подпольных катарских общин в Кремоне и с гордостью доложили об успешном завершении миссии. Что они унесли с собой? Конечно, это были не просто куски золота. Тогда что? Священные реликвии? Книги? Неизвестно. Будет ли «сокровище катаров» когда-либо найдено? Кто знает…
Последний катар
Утратив Монсегюр, катары остались без своего духовного и организационного центра. Сопротивление разбилось на десятки изолированных очагов. В 1255 году пал последний оплот катаров — замок Керибюс, в 1271-м умерли последние представители Тулузской династии, и Лангедок окончательно стал частью французской короны.
Но еще почти 50 лет инквизиция выслеживала и уничтожала «совершенных» и «верующих». Последний катарский проповедник Гийом Белибаст был схвачен и казнен в 1321 году.
Здесь наше повествование обрывается, потому что заканчивается и история катаров, об их борьбе против Римско- католической церкви и стране еретиков, которые предпочитали смерть отказу от веры.
При прочтении статьи меня несколько раз охватывало непреодолимое чувство, будто я попала "на экскурсию" в популярный французский исторический роман,( наподобие тех, что писали в свое время Морис Дрюон и супруги Голон), да и просто было интересно окунуться с головой в ту незабываемую; пусть несколько жестокую, но все равно прекрасную эпоху!
Оставьте свой комментарий