Фотография – это запечатленное мгновение быстротекущей жизни. Талантливый снимок способен вызвать самые разнообразные чувства: радость, обиду, досаду, гнев и даже ненависть. Но как же иногда запечатленное на фотографии отличается от того, что было на самом деле.
В 1968 году корреспондент Ассошиэйтед Пресс Эдвард Адамс привез из своей командировки во Вьетнам фотографию. Впоследствии снимки Адамса украшали обложки многих журналов, он фотографировал Папу Римского, Фиделя Кастро, Горбачева, Индиру Ганди, самых знаменитых звезд шоу-бизнеса, его фоторепортажи печатали газеты многих стран мира, он получил все возможные для фотографа награды и премии.Но знаменитым его сделал именно этот снимок, сделанный 1 февраля1969 годав Сайгоне.
Казнь в Сайгоне
Человек в клетчатой рубашке, на лицо которого уже легла тень смерти. До рокового выстрела остались не секунды – мгновения. Офицер южновьетнамской армии — взгляд его тверд, рука не дрогнет. Палач и жертва. Снимок под названием «Казнь в Сайгоне»сразу же стал знаменитым, его перепечатывали сотни журналов. Он потряс миллионы людей во всем мире. Радикальные студенты распечатывали его и несли как плакат на антивоенных демонстрациях, его вкладывали в конверты, отсылаемые в массовом порядке в ООН. Фотография стала одним из факторов, изменивших отношение американского общества к участию США во вьетнамской войне. «Казнь в Сайгоне» была признана лучшей фотографией 1968 года, Эдвард Адамс стал знаменитым и получил кучу наград, в том числе и престижнейшую для фотографа Пулитцеровскую премию. Вскоре стало известно и имя убийцы, запечатленного на снимке, это был бригадный генерал НгуенНгокЛоан.
Правда, оставшаяся «за кадром»
Наверное, сторонники прекращения войны во Вьетнамене стали бы использовать в пропагандистских целях эту фотографию, если бы знали некоторые подробности о событиях, предшествующих казни. Расстрелянный отнюдь не был безвинной жертвой садиста-палача. Только что он самолично расстрелял несколько южновьетнамских полицейских вместе с их семьями.Его схватили буквально возле канавы, где лежали трупы казненных им людей. Среди расстрелянных были женщины и дети.А генерал Лоан отнюдь не былсадистом-палачом, предел мужества которого – расстрел арестованных. Бывший боевой пилот, став начальником полиции Южного Вьетнама, оставался солдатом, в полном смысле этого слова, предпочитал воевать, а не расстреливать.
Жизнь после снимка
Через три с половиной месяца, генерал Лоан возглавил атаку на мости получил тяжелое ранение в правую ногу. Лоан был эвакуирован в австралийский военный госпиталь, но там отказались делать операцию «прославленному» генералу. Пока его переправляли в американскую больницу, время было упущено, ногу пришлось ампутировать. Генерал Лоан ушел в отставку.С падением Сайгона Лоан бежал в Америку,но его «слава» шла за ним по пятам. Многочисленные общественные организации требовали его депортации из страны. Открытая им пиццерия неоднократно подвергалась нападению вандалов. Надписи «Убийца!» постоянно появлялись на стенах заведения. Бизнес заглох. Куда быни переехала семья Лоан, она всюду оказывалась в изоляции.Во всех своих начинаниях бывший генерал сталкивался с бойкотоми терпел неудачу. До самой своей смерти в 1998 году Нгуен Нгок Лоан жил, окруженный ненавистью.
Фотография, обманувшая мир
Сам Эдвард Адамс сожалел, что сделал этот снимок. «Этот парень – герой, Америка должна была бы гордиться им. Фотографии лгут, они – всего лишь часть правды»,— говорил он. Узнав о том, как повлияла фотография на жизнь семьи Лоан, Адамс публично извинился и отказалсяот присужденной ему за «Казнь в Сайгоне» Пулитцеровской премии.Но снимок уже жил своей жизнью, неподвластной фотографу, исправить Адамс уже ничего не мог. Но, вне зависимости от того, какие события остались «за кадром», фотография сделала главное – она помогла закончить войну и приблизила первые минуты мира на вьетнамской земле.
Оставьте свой комментарий