9 января 1992 годав соответствиис законом РСФСР от 18 октября1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» была реабилитирована Мария Бочкарева — героиня Первой Мировой войны, поручик, кавалер Георгиевского Креста, организатор и командир женского «Батальона смерти». Эта скорбная дата стала поводом рассказать о жизненном пути этой необычайной женщины.
Из семьи неграмотных крестьян, Мария Бочкарева была явно неординарной личностью. Имя ее гремело по всей Российской империи. Еще бы:женщина-офицер, Георгиевский кавалер, организатор и командир первого женского «батальона смерти». Она встречаласьс Керенскими Брусиловым, Лениным и Троцким, Корниловым и Колчаком, Уинстоном Черчиллем, английским королем Георгом V и президентом США Вудро Вильсоном. Все они отмечали необычайную силу духа этой женщины.
Тяжкая доля русской бабы
Мария Бочкарева (Фролкова) была родом из новгородских крестьян. В надеждена лучшую долю семья Фролковых перебралась в Сибирь, где крестьянам бесплатно раздавали землю. Но Фролковы поднять целину не смогли, осели в Томской губернии, жили в крайней бедности. В 15 лет Марусю выдали замуж, и она стала Бочкаревой. Вместе с мужем она разгружала баржи на Оби, работала в бригаде по укладке асфальта. Здесь впервые проявились необычайные организаторские способности Бочкаревой, очень скоро она стала помощником десятника, под ее началом трудились 25 человек.
А муж оставался чернорабочим. Он пили бил жену смертным боем. Мария бежала от негов Иркутск, где сошлась с Яковом Буком. Новый гражданский муж Марии был игрок, к тому же,с криминальными наклонностями. В составе банды хунхузов Яков участвовал в разбойных нападениях. В конце концов, он был арестован и сосланв Якутскую губернию. Мария отправилась вслед за любимымв далекую Амгу. Яков не оценил подвига самопожертвования любящей его женщины и вскоре начал пить и избивать Марию. Казалось, нет выхода из этого замкнутого круга. Но грянула Первая мировая война.
Рядовой Бочкарева
Пешком через тайгу Мария отправилась в Томск, где явилась на призывной пункт и попросила записать ее рядовым бойцом. Офицер разумно предложил ей записаться сестрой милосердия в Красный крест или какую-нибудь вспомогательную службу. Но Мария хотела непременно на фронт. Заняв 8 рублей, она отправила телеграмму на Высочайшее имя: почему ей отказанов праве сражаться и умеретьза Родину? Ответ пришел на удивление быстро, и, по Высочайшему разрешению, для Марии было сделано исключение. Так в списках батальона появился «рядовой Бочкарева». Ее остригли под машинку и выдали винтовку, два подсумка, гимнастерку, штаны, шинель, папаху и все остальное, что положено солдату.
В первую же ночь нашлись желающие проверить «на ощупь»,а действительно ли этот неулыбчивый солдат – баба? У Марии оказался не только твердый характер, но и тяжелая рука: не глядя, она с размаху била смельчаков всем, что попадалось под руку – сапогами, котелком, подсумком. Да и кулачоку бывшей асфальтоукладчицы оказался совсем не дамский.
Утром Мария не словомне обмолвилась о «ночном бое», а на занятиях была в числе первых.Скоро вся рота гордилась своим необычным солдатом (где еще есть такой?) и готова была убить любого, кто покусится на честь ихнего «Яшки» (такое прозвище получила Мария от однополчан).
В феврале 1915 года 24-й резервный батальон был отправлен на фронт. Мария отказалась от предложения офицеров ехать в штабном вагоне и под Молодечно прибыла вместе со всемив теплушке.
Фронт
На третий день после прибытия на фронт рота, в которой служила Бочкарева, пошла в атаку.Из 250 человек до линии проволочных заграждений дошли 70. Не сумев преодолеть заграждения, солдаты повернули назад. До своих окопов дошли менее 50. Как только стемнело, Мария поползла на нейтральную полосу и всю ночь перетаскивала раненых в траншею. Почти 50 человек спасла она в ту ночь, за что была представлена к наградеи получила Георгиевский крест 4-й степени. Бочкарева ходила в атаки, ночные вылазки, захватывала пленных, не одного германца «взяла на штык».О ее бесстрашии ходили легенды. К февралю1917 годау нее4 ранения и 4 георгиевских награды (2 креста и 2 медали),на плечах погоны старшего унтер-офицера.
Год 1917-й
В армии в это время – полный хаос: рядовых уравняли в правахс офицерами, приказы не выполняются, дезертирство достигло невиданных масштабов, решения о наступлении принимаются не в штабах, а на митингах. Солдаты устали и не хотят больше воевать. Бочкарева всего этого не приемлет:как же так, 3 года войны, столько жертв, и все зазря?! Но агитирующихна солдатских митингах за «войну до победного конца» просто бьют.
В мае 1917 годана фронт прибыл председатель Временного комитета государственной думы М. Родзянко.Он встретилсяс Бочкаревойи тут же пригласил ее в Петроград.По его замыслу Мария должна стать участницей серии пропагандистских акций за продолжение войны. Но Бочкарева пошла дальше его замыслов: 21 маяна одномиз митингов она выдвинула идею создания «Ударного женского батальона смерти».
«Батальон смерти» Марии Бочкаревой
Идею одобрили и поддержали главнокомандующий Брусилов и Керенский, занимавший тогда пост военного и морского министра. В течение нескольких дней на призыв Марии к женщинам России своим примером устыдить мужчин в батальон записались более 2000 женщин-добровольцев. Среди них были мещанки и крестьянки, домашняя прислуга и выпускницы университетов. Были и представительницы знатных фамилий России.
Бочкарева установила в батальоне жесткую дисциплину и поддерживалаее своей железной рукой (в полном смысле этого слова – била морды как заправский старорежимный вахмистр). Ряд женщин,не принявших бочкаревских мер управления батальоном, откололись и организовали свой ударный батальон (именно он, а не «бочкаревский», защищал Зимний дворец в октябре1917 года).
Почин Бочкаревой был подхвачен по всей России: в Москве, Киеве, Минске, Полтаве, Симбирске, Харькове, Смоленске, Вятке, Баку, Иркутске, Мариуполе, Одессе стали создаваться пехотные и кавалерийские женские части и даже женские морские команды (Ораниенбаум). (Правда, формирование многих так и не было завершено)
21 июня 1917 года Петроград провожал ударниц на фронт.При огромном стечении народа батальону было вручено знамя, Корнилов вручил Бочкаревой именное оружие, а Керенский — погоны прапорщика. 27 июня батальон прибыл на фронт, а 8 июля вступил в бой.
Напрасные жертвы женского батальона
Судьбу батальона можно назвать трагичной. Поднявшиеся в атаку женщины действительно увлекли за собой соседние роты. Была взята первая линия обороны, затем вторая, третья …- и все. Другие части не поднялись. Подкрепление не подошло. Ударницы отразили несколько немецких контратак. Возникла угроза окружения. Бочкарева приказала отступить. Взятые с боем позиции пришлось оставить. Жертвы батальона (30 убитых и 70 раненых) оказались напрасными. Сама Бочкаревав том бою была тяжело контужена и отправленав госпиталь.
Через 1,5 месяца она (уже в чине подпоручика) вернулась на фронти застала ситуацию еще более ухудшившейся. Ударницы несли службу наравне с мужчинами, вызывались в разведку, бросались в контратаки,но пример женщин никого не вдохновлял.200 оставшихсяв живых ударниц не могли спасти армию от разложения. Столкновения между ними и солдатами, стремившимися как можно скорее «штык в землю – и домой» грозили перерасти в гражданскую войну в отдельно взятом полку. Сочтя ситуацию безнадежной, Бочкарева распустила батальон, а сама уехала в Петроград.
В рядах Белого движения
Она была слишком заметной фигурой, чтобы незаметно раствориться в Петрограде.Ее арестовалии доставилив Смольный.С известной Марией Бочкаревой беседовали Ленин и Троцкий. Вожди революции пытались привлечь столь яркую личность к сотрудничеству,но Мария, сославшись на ранения, отказалась. Встречи с ней искали и члены Белого движения. Представителю подпольной офицерской организации генералу Аносову она также заявила, что не будет воевать против своего народа, но отправитьсяна Донк генералу Корнилову в качестве связной организации согласилась. Так Бочкарева стала участницей Гражданской войны.
Переодевшись сестрой милосердия, Мария отправилась на юг. В Новочеркасске она передала Корнилову письма и документыи отправилась, уже как личный представитель генерала, просить помощи у западных держав.
Дипломатическая миссия Марии Бочкаревой
Проследовав через всю Россию, она добралась до Владивостока, где села на американское судно. 3 апреля1918 года Мария Бочкарева сошла на берегв порту Сан-Франциско. О ней писали газеты, она выступала на собраниях, встречалась с видными общественными и политическими деятелями. Посланца Белого движения приняли министр обороны США, госсекретарь Лансинг и президент США Вудро Вильсон. Далее Мария отправилась в Англию, где встретилась с военным министром Уинстоном Черчиллем и королемГеоргом V. Всехих Мария упрашивала, уговаривала, убеждала оказать помощь Белой армии, деньгами, оружием, продовольствием, и всеей эту помощь обещали. Окрыленная, Мария отправляется назад в Россию.
В круговерти фронтов Гражданской войны
В августе 1918 года Бочкарева прибыла в Архангельск, где вновь выступила с инициативой организации женского батальона. Правительство Северной области к этой инициативе отнеслось прохладно. Генерал Марушевский откровенно заявил, что привлечение женщин на военную службу считает позором. В июне1919 годаиз Архангельска курсом на восток вышел караван судов. В трюмах кораблей – оружие, боеприпасы и амуниция для войск Восточного фронта. На одномиз кораблей – Мария Бочкарева. Ее цель – Омск, ее последняя надежда – адмирал Колчак.
Она добралась до Омскаи встретиласьс Колчаком. Адмирал произвел на нее сильное впечатление и поручил организацию санитарного отряда. За 2 дня Мария сформировала группу численностью 200 человек,но фронт уже трещал и катилсяна восток.Не пройдети месяца, как «третья столица» будет оставлена, самому Колчаку жить остается менее полугода.
Арест – приговор — смерть
В десятых числах ноября Колчак оставил Омск. Мария не ушлас отступающими войсками. Устав воевать, она решила примириться с большевиками, вернулась в Томск.Но слишком одиозна была ее слава, слишком тяжел был груз грехов Бочкаревой перед Советской властью. Люди, принимавшие гораздо менее активное участие в Белом движении, расплачивались за это своими жизнями. Что уж говорить о Бочкаревой, имя которой неоднократно мелькало на страницах газет белых. 7 января1920 года Мария Бочкарева была арестована, а 16 мая расстреляна как «непримиримый и злейший враг Рабоче-Крестьянской Республики». Реабилитирована в 1992 году.
Имя вернется
Мария Бочкарева была не единственной женщиной, воевавшей на Первой мировой войне. Тысячи женщин ушли на фронт как сестры милосердия, многие пробирались на фронт, выдавая себя за мужчин.В отличиеот них, Мария ни дняне скрывала своей принадлежности к женскому полу, что, впрочем, нисколько не умаляет подвига прочих « русских амазонок». Мария Бочкарева должна была бы занять достойное место на страницах учебника истории России. Но, по известным причинам, в советское время малейшее упоминание о ней старательно вымарывалось. Остались только несколько презрительных строчек Маяковского в его поэме «Хорошо!».
В настоящее время в Петербурге снимается фильм о Бочкаревой и ее ударницах «Батальон смерти», выход планируется на август2014 года. Надеемся, что эта лента вернет имя Марии Бочкаревой гражданам России, и ее погасшая было звезда вспыхнет вновь.
Всегда уважала героических женщин таких как Мария Бочкарева, сколько терпения и смелости в ее душе. А воевать на войне, это вообще героический поступок. Мужчины завидовали ей, поэтому и считали женский батальон позором.
Оставьте свой комментарий