17 мгновений весны — замечательнейший фильм. Но судить по нему о том, что представлял из себяIII рейхне нужно, потому что…
PS. Читаем и смотрим видео.
Первый показ
11 августа 1973 года Первая программа Центрального телевидения начала показ многосерийного телевизионного фильма «17 мгновений весны». 13 вечеров вся страна напряженно следила за перипетиями борьбы советского разведчика Исаева против бонз фашисткой Германии. Фильм имел настолько ошеломляющий успех, что спустя три месяца его вновь запустили по Первому каналу. В 2009 году сериал колоризовали и фильм обрел вторую жизнь. И сегодня сериал остается любимым миллионами, он стал своего рода энциклопедией III рейха,из которой массовый зритель получает представление о структуреи иерархии аппарата РСХА, о царившихв его темных закоулках нравах в начале марта 1945 года.
Однако показанный в фильме тысячелетний рейх имеет очень мало общего с действительно существовавшим. Как этоне прискорбно, но в телесериале весьма много ошибок и неточностей. Оставив в стороне откровенные киноляпы вроде «Жигуленка», проезжающего на заднем плане и часы «Слава» в кабинете Мюллера, остановимся на несоответствиях, имеющих принципиальное значение.
Штирлиц не мог ходить в черной форме
Прежде всего, это, конечно же, форма. Введенная в 1934 году черная форма для членов СС с 1936 года постепенно заменялась серой, с двумя погонами. (Кстати, к созданию новой формы приложил руку Хьюго Босс, о чем его потомки очень не любят вспоминать.) Уже к началу1939 года черный мундир полностью вышел из обихода.
В оставшиеся комплекты одевали вспомогательные службы и полицейские подразделения, функционирующие на оккупированных территориях, сформированные из коллаборационистов.
Правда, иногда в эпизодах и на втором плане мелькают эсэсовцы, одетые, как положено, в мышиного цвета кители, да и сам Штирлиц редко, но появляется одетый по-уставу.Но большую часть сериала эсэсманы щеголяют в черных мундирах.
Женщины в СС не состояли
Другой откровенной нелепостью является унтершарфюрер СС Барбара Крайн, хладнокровно наблюдающая, как гестаповец Рольф кладет на холодный подоконник у открытого окна новорожденного сына русской радистки. «Черный орден» СС изначально создавалась как чисто мужская организация, женщин в немне могло быть по определению. Стенографистки, машинистки и другие сотрудницы служб РСХА носили отдельную форму и имели звания, отличные от принятых в СС. Принцип киндер-кирхен-кюхе(дети-церковь-кухня), пропагандируемый в гитлеровской Германии, соблюдался свято, и ситуация, чтобы женщина командовала мужчиной, была невозможна в принципе. Конечно, фильм много бы потерял, если бы Барбара была заменена унтершарфюрером СС мужского пола.
Бонзы III рейхане были необразованными
К числу грубейших искажений исторической правды следует отнести сведения о высших руководителях III рейха. Информация к размышлениюна Геринга, Геббельса, Бормана и Гиммлера содержит абсолютно недостоверные данные о наличииу них среднего, а иногдаи неполного среднего (Борман) образования. На самом же деле все они имели высшее образование: Геринг – военное, Гиммлер – сельскохозяйственное, Геббельс имел степень доктора философии. Борман окончил курсы сельскохозяйственных администраторов, что с большой натяжкой можно опустить до уровня средне-специального образования. Единственным недоучкой в III рейхе был Адольф Гитлер, но этоне мешало ему помыкать всеми остальными. Зачем было сделано – непонятно, ведь биографии фашистских бонз отнюдь не былив СССР государственной тайной.
Штирлиц не мог встречаться с Мюллеромв коридорах РСХА
Штирлиц ну никакне мог встречаться с Мюллером, Рольфом, Аксманом и другими сотрудниками гестапо в коридорах РСХА. Европейский отдел СД, в котором работал Макс Отто фон Штирлиц, с 1943 года располагался в Австрии, да и весьVI отдел (СД-заграница) никогда не располагалсяв одном здании с гестапо. Никак не мог Штирлиц встретить в коридоре эсэсовцев, несущих чемодан с рациейв кабинет Рольфа. Кроме того, само здание РСХА на Принц-Альбертштассе, 8, куда Штирлиц каждый день ходит на работу,к марту1945 года просто не существовало, оно было разбомблено еще в конце февраля.
Рольф не мог прийти к Штирлицу посоветоваться
В принципе невозможна ситуация, чтобы сотрудник гестапо Рольф пришел посоветоваться, как к старому товарищу, сотруднику СД Штирлицу. СД и гестапо были соперничающими организациями, и Мюллер просто не понял бы визита своего подчиненного Рольфа к Штирлицу, равно как и Шелленберг, косо смотрел бына своего штандартенфюрера, постоянно посещающего кабинеты сотрудников конкурирующей фирмы. СД и гестапоне тольконе сотрудничали,а наоборот, постоянно ставили друг другу палки в колеса, и «папаша» Мюллер мог задержать и посадитьв камеру сотрудника СД, только имея на то веские основания, да и то, только предварительно переговорив с Шелленбергом.
Штирлиц не мог забрать пастора Шлага из тюрьмы
В свою очередь и СД отнюдь не была всесильной организацией. Не могее сотрудник, даже в чине штандартенфюрера СС, забрать из тюрьмы заключенного ни устным распоряжением, ни под расписку. Для начальника тюрьмы, находящейся в ведении министерства юстиции, даже письменное распоряжение самого рейхсфюрера СС не значило абсолютно ничего, у него есть свое начальство.
Эффективность работы РСХА — миф
Абсолютно не соответствующим действительности является вынесенное после просмотра фильма впечатление о четкости работы структур РСХА. Даже самая эффективная из них, гестапо, не смогло предотвратить покушения на Гитлера20 июня1944 года. (А ведь покушений было не одно!) Трудно представить, чтобы наше НКВД/МГБ проморгало что-либо, хоть отдаленно напоминающее заговор Штауффенберга.
Штирлиц не мог быть ни холостым,ни штандартенфюрером
Маловероятен холостяцкий статус члена СС Штирлица. Это не запрещалось, но и не приветствовалось,и создавало очень большие проблемы при продвижении по службе. Просто необъяснимо неправдоподобно высокое звание Штирлица. В чине штандартенфюрера СС Максим Максимович должен был быть заместителем Шелленберга или, как минимум, начальником одного из управленийVI отдела. На этом фоне такие нюансы, как отсутствие кольца «мертвая голова» на руке офицеров СС или тот факт, что все сотрудники Главного управления имперской безопасности постоянно ходят в белых рубашках (парадная форма) кажутся такими мелочами, что на них уже и не стоит обращать внимание.
Вывод: не стоит учить историю по фильмам
Фильм «17 мгновений весны» заслуженно любим народом, и будет любим еще многие годы. Его художественные достоинства неоспоримы. Но не стоит по нему изучать историю. Это, впрочем, относится к подавляющему большинству фильмов и литературных произведений, претендующих на «историчность».
Фильм "17 мгновений весны", конечно, исторически не достоверен, но на протяжении стольких лет мы его смотрим, восхищаемся. Артисты поражают своей игрой, и так ли важно, каким цветом должна быть форма и мог ли Штирлиц встретить в коридоре РСХА Мюллера... Мы просто гордимся своим разведчиком, поражаемся тонкому юмору сценариста и думаю, никто не связывает фильм с историческими фактами, ведь это художественный вымысел.
Оставьте свой комментарий