Если человек рассказывает нам о своих проблемах и заботах, то кроме эффективного слушания, с нашей стороны нужен еще и эффективный ответ. Это важно и в личном общении, и в профессиональном. Стоит помнить, что вы не можете решить за кого-то его проблемы, но можете помочь их решениюи предоставить для этого возможности.
Автор книги «Социальная психология: тренинг межличностного общения» психолог Дэвид В. Джонсон выделяет два основных фактора, определяющих эффективность вашей помощи, когда вы слушаетеи реагируетена высказывания других:
1. Намерения и установки,с которымивы слушаете собеседника.
2. Словесное оформление вашей реакции на услышанное.
Намерения и словесное оформление должны отражать вашу приверженность, уважение и заинтересованность, только тогда можно помочь человеку решить проблему, разобраться в сложной ситуации.
Дэвид В. Джонсон классифицирует намерения, которые влияют на наш ответ:
1. Оценка и совет — самая распространенная форма реагирования. Однако, если оценки и советы навязчивые, они создают барьер между собеседниками. Поэтому лучше не высказывать оценок по поводу чьих-то проблем и давать советы только тогда, когда собеседник этого ожидает.
2. Анализ и интерпретация — помогает глубже понять собеседника и позволяет ему самому по-другому взглянуть на свою проблему. Однако, не стоит превращаться в «эксперта» по поведению, потому что собеседник может анализ и интерпретацию сказанного им воспринять как высокомерие, намек на то, что вы знаетео нем больше чем он сам.
3. Поддержка и заверение — иногда, это именно то, что необходимо собеседнику. Но стоит помнить, что нельзя поспешно поддерживать и уверятького-тов том, что все будет хорошо. Может сложиться впечатление, что вы поверхностно воспринимаете слова человека, который открывает вам душу и хотитев красивый способ поскорее избавиться от собеседника.
4. Расспросы бывает очень кстати, потому что обнаруживаются детали ситуации, демонстрируют собеседнику наше внимание и заинтересованностьим. Корректныеи уточняющие вопросы свидетельствуют о вашей заинтересованности в решении проблемы, о которой вам рассказывает друг или знакомый.
5. Понимание и перефразирование услышанного необходимо для успешного общения. Перевод услышанного помогает выявить ошибки понимания и исправить их. Кроме того, это возможность для собеседника еще раз услышать свое мнение и самому проанализировать ее. Часто люди находят решение проблемы, рассказывая о ней. Перефразирование с вашей стороны поможет им самим найти правильное решение.
В каждой конкретной ситуации общения стоит выбирать самый подходящий способ реагирования на услышанное, учитывая, что ни одиниз нихне является универсальным и становится эффективным только тогда, когда умело его использовать.
Искусству общения обязательно нужно учиться. Это важно еще более, когда у тебя просят совета. Книга Дэвида В. Джонса очень полезна для прочтения. Его советы очень практичны, всегда помогут в разговоре.
Оставьте свой комментарий