Один из важнейших и любимейших невестами атрибутов любой свадьбы – свадебное платье – за долгие годы своего существования претерпело значительную модернизацию. Если окунуться в самую глубь истории, становится ясным, что вопрос определения родины свадебного платья весьма сложен. Испокон веков церемонии бракосочетания проводились в западной, европейской, индейской культурах, в каждой из которых были свои ритуалы и, соответственно, свои наряды. Пожалуй, только один момент роднил все древние свадебные платья: к выбору данного наряда подходили очень тщательно и при его изготовлении старались использовать самые лучшие материалы и украшения (конечно, исходя из социального и материального положения, а также обычаев). Внешне же свадебные платья различных культур существенно отличались. Так, наряд древних египтянок, носивший название «калазирис», представлял собой длинный кусок ткани, от груди до щиколоток обертывающий фигуру невесты и держащийся на одной либо двух бретельках. Основная роль в египетском свадебном уборе отводилась амулетам, браслетам, поясам и другим украшениям, которые символизировали связь с богами. А вот византийцы старались полностью покрыть все оголенные части тела невесты, и оттого их свадебные платья отличались многослойными структурами, которые позволяли наглухо закрыть плечи, руки, шею. Цвет византийских свадебных платьев был разнообразным.
Весьма интересными были свадебные наряды у индейских невест, составляющими которого являлись широкий пояс, два белых свадебных халата украшенных красными полосами, белые гетры из кожи оленя, и тростниковая циновка. В зимний период к костюму добавлялась также верхняя одежда, сделанная из перьев индейки. Примечательно, что свадебное платье положено было изготавливать жениху, а также родственникам с его стороны, к которым могли присоединиться и другие желающие посодействовать мужчины.
В древней Руси же ситуация обстояла наоборот: свадебное платье целиком и полностью должна была шить невеста (исключения составляли только богатые семьи, где за невесту это делала ее прислуга). Процесс шитья был весьма трудоемкий, требовался не один год, чтобы девушка могла сшить себе красивое платье. Каждая невеста старалась изо всех сил, поскольку считалось, что чем красивее изготовлено платье, тем лучшей будет хозяйкой сшивавшая его рукодельница. Что же касается фасона древнерусского свадебного платья, то это был либо сарафан, либо рубашка с юбкой, украшенные лентами и вышивкой. Цвет наряда обязательно должен был быть ярким (преобладали красный либо зеленый).
Безусловно, все эти наряды мало чем походили на свадебные платья, коими мы привыкли их видеть. Свадебное платье, наиболее похожее на современное европейское, взяло свои корни из древней Греции, где оно носило название «пеплос». Именно оттуда оно взяло свою легкость, гармонию и цвет.
Однако на этом история европейского свадебного платья не закончилась, оно еще долго преобразовывалось, меняя свои формы, материи, цветовую гамму. Так, в 12-13 века, а затем и в Средневековье модными стали, облегающие свадебные платья, которые порой сковывали движения невесты. В готический период принято было носить платья с глубоким декольте и рукавами до пола.
Значительные изменения во внешний вид свадебного платья привнесла эпоха Возрождения. В этот период верх платья принято стало делать облегающим, однако, не сковывающим движений, а нижнюю часть воздушной. В моду вновь вошли светлые цвета наряда (белый либо серебристый). Украшалось платье драгоценными камнями и, обязательно жемчугом, который, как считалось, скрепляет семейные узы.
В первой половине 18 века, с появлением стиля рококо, наряду для свадьбы стали придавать подчеркнуто сложную форму, украшая его лентами, бантами, бисером, кружевами, рюшем. Обязательным стало наличие, глубокого декольте, корсета, а также шлейфа, размер которого зависел от социального положения невесты. Однако уже к концу века мода меняется, и вычурные свадебные платья уступают место нарядам в стиле Ампир. Для них была характерна завышенная талия, подчеркивающее грудь глубокое декольте, обнажающие плечи рукава. Материалом для изготовления подобных платьев был белый атлас. Поверх него обязательно пускалась полупрозрачная воздушная материя, чаще всего, органза.
Однако наиболее кардинальные изменения в своем облике свадебное платье потерпело в 20 веке, на протяжении которого оно неоднократно меняло свою длину от едва прикрывающей лодыжки до мини. Разнообразны были и модели: в 1920-е годы преобладали платья с приспущенной талией, в 1950-е длинные наряды в романтическом стиле, в 1960-е – в стиле минимализма, в 1980-е – ретро. Примерно в это время мода на свадебный наряд стала более свободной и гибкой и стала сочетать различные направления стили. В приоритете остались белоснежные свадебные платья, за которыми закрепилась символизация чистоты невесты, однако зачастую можно встретить наряды от бежевых, голубых, розовых до экстравагантных красных либо золотистых цветов. Фасон и цветовая гамма свадебного платья стали теперь зависеть исключительно от желания и вкуса невесты.