Это был сказочный, небывалый успех немецких подводников. Поистине звездный час! Почему же вся операция окончилась крахом?..
Вечером 13 января1942 года германская подводная лодка 11–123, потопившая накануне английский транспорт «Циклоп», подошла к приемному бую у Нью-Йорка. Город был ярко освещен. На фоне россыпи огней хорошо вырисовывались силуэты судов, стоящих на якоре. «Волков» Карла Деница явно никто не ждал,а потому здесь было чем поживиться. Операция «Паукеншляг» началась…
«ОБИЖЕННАЯ» СУБМАРИНА
В Первую мировую войну германские субмарины добились в борьбена морских коммуникациях неожиданно большого успеха: они уничтожили более 2800 неприятельских торговых судов. До войны никто и предположитьне мог, что эти небольшие подлодки станут грозным противником даже для крупных боевых кораблей. Что же тогда говорить о невооруженных транспортах, перевозивших грузы? А ведь для английской экономики морские коммуникации — как кровеносные сосуды для организма. Сумел их перерезать — погибла экономика, погибла экономика — проиграна война.
Но вопреки логике и титаническим усилиям Деница (возглавлявшего с 1936 года подводные силы рейха) в германском флоте господствовало иное мнение: «подводные лодки малоэффективны в борьбе па коммуникациях!» Поэтому к началу Второй мировой войны гитлеровские адмиралы располагали всего лишь 57-ю субмаринами.
ТОПИТЬ ВСЕХ!
Такой жесткий приказ отдал своим подводникам Дениц вскоре после начала Второй мировой. Англия и США,на свою беду, также недооценили роль германских подлодок в прошлой войне. И когда разразилась новая мировая битва, обе эти морские державы оказались без эффективной противолодочной обороны.
Первой жертвой «волков» Деница, в нарушение всех норм Международного морского права, стал пассажирский пароход «Атения», потопленный 4 сентября1939 годау побережья Ирландии. Так началась неограниченная подводная война.
Английское командование, озабоченное возрастающей день ото дня потерей судов, начало наращивать усилия, дабы защитить свое судоходство.
Самым эффективным методом стало конвоирование военными кораблями, защищавшими невооруженные транспорты от подлодок. Однако, чтобы обеспечить такую действенную защиту, требовалось много кораблей, укомплектованных хорошо обученными моряками. Ни то,ни другое достаточно быстро и в необходимом количестве появиться не могло.
ВРЕМЯ УДАЧНОЙ ОХОТЫ
Летом 1940 года Германия оккупировала Францию. Гитлеровские подлодки получили возможность действовать из французских баз, придвинувшись почти вплотную к противнику.Эту пору хозяйничанья на английских коммуникациях питомцы Деница называли «временем удачной охоты». Не неся почти никаких потерь, они топили десятки неприятельских судов.
Трезво оценив положение, Черчилль обратился к Соединенным Штатам с просьбой продать как можно больше боевых кораблей для конвойной службы. Практичные янки за 50 старых эсминцев потребовали себе английские базы на Ямайке,Сент-Люсии, Антигуа и Багамских островах. Гордый Альбион, скрепя сердце, согласился.
Тем временем вице-адмирал Дениц перенес свою штаб-квартирув Париж, откуда с комфортом продолжал руководить подводниками. Нужно отдать ему должное — адмирал искренне заботился о своих моряках, опекая их не тольков море, но и на берегу,за что те не без фамильярности прозвали своего шефа «Папа Карл».
Весной 1941 года германские подводники перешли от дневных атак неприятельских судов под перископом к ночным атакам из надводного положения. У ночных атак был целый ряд преимуществ. Во-первых, германские подлодки имели достаточную скорость и в надводном положении могли догнать любой конвой. Во-вторых, несущие вахту на кораблях эскорта могли принять за шум своего двигателя работающий в надводном положении дизель акустики.
При этом «волки» начали действовать в составе завес. Так именовались группы из нескольких подлодок, которые разворачивались на путиу конвоя наподобие рыболовной сети. На первых порах количество лодок в одной завесе не превышало5–6 (позже оно возросло до 25-30), а расстояние между ними составляло не более15–20 миль.
Такая диспозиция гарантировала, что противник попадет в эту 400-мильную «сеть». Субмарина, первой обнаружившая конвой, докладывала об этомна береговой командный пункт, а тот нацеливал остальные подлодки этой же завесы на преследованиеи поражение противника.
Днем субмарины шли в надводном положении параллельно курсу конвоя. А с наступлением темноты они с разных сторон устремлялись в атакуна вражеские транспорты, буквально разрывая их на части.Это очень походило на преследование дичи волками и получило название «тактика волчьих стай». Вырвавшись вперед и нанеся жертве очередную рану, подлодка выходила из боя, уступая место партнеру по охоте. После, перезарядив торпедные аппараты, она вновь устремлялась в атаку.И так — до самого рассвета.
С первыми лучами солнца ночной кошмар прекращался. Но наступала темнота —и все повторялось снова.
Самым ужасным для англичан сделалось постоянное ожидание атаки. От такого напряжения люди, бывало, лишались рассудка. Но британские конвои продолжали свой путь через Атлантику, а немецкие подводники по-прежнему вершили свое кровавое дело. Такой была подводная война во всем своем неприглядном обличье…
АМЕРИКА БЕЗЗАБОТНА И БЕЗЗАЩИТНА…
Декабрь 1941 года. Вступление Соединенных Штатов в войну значительно расширило зону боевых действий. Немецкие подлодки появились у восточных берегов Северной Америки неожиданно для военно-морских сил США — будто те к войне и не готовились.
Для участия в операции «Паукеншляг» («Удар в литавры») Дениц лично отобрал и проинструктировал самых опытных командиров. Он рассчитывал ежемесячно пускать ко дну большое количество неприятельских кораблей общим водоизмещением не менее750 тысяч тонн. Таких потерь промышленность союзников компенсировать не смогла бы,а это — победа в битвеза Атлантику!
У побережья США немецкие подводники столкнулись с идеальными для себя условиями. Здесь американцы продолжали жить по законам мирного времени: суда несли все положенные отличительные огни, набережные городов были ярко освещены, а маяки продолжали работать в довоенном режиме.
Все это делало и без того «удачную охоту» германских подлодок еще более успешной. Всего за январь—июнь1942 годау берегов Северной Америки они потопили 520 судов общим водоизмещением более 2700 тысяч тонн. При этом потери германского флота составили лишь 15 лодок.То естьна каждую погибшую субмарину Деница приходилось 33 уничтоженных неприятельских судна. Такого успеха немецкие подводники не добивались никогда больше: это был их звездный час!
КРАХ ОПЕРАЦИИ «ПАУКЕНШЛЯГ»
1942 год принес немецким подводникам наибольший успех. Однако этот же год стал переломным в борьбена атлантических коммуникациях. Противолодочные силы начали брать верх над субмаринами. В 1943 году германский флот терял в среднем по 20 подлодокв месяц.
К этому времени ставший гросс-адмиралом (высшее звание в кригсмарине — военно-морском флоте рейха) Дениц занял пост главнокомандующего ВМС, сменив ушедшего в отставкуЭ. Редера. (Адмирал и не предполагал, что пройдет совсем немного времени — и 1 мая1945 годаон унаследуетот Гитлера еще и пост рейхсканцлера Германии. Правда, все эго приведет его на скамью подсудимых в Нюрнберге, где Деница приговорят к десяти годам заключения).
А пока что, стремясь выправить положение, немецкие подводники начинают использовать против одного конвоя уже по три завесы сразу. Но противолодочные силы союзников крепли и возрастали день ото дня. Так, с сентября по декабрь 1943 года германские подводники потопили 67 неприятельских транспортов, потеряв при этом 64 корабля. Такой ценой добиться победы на коммуникациях было невозможно.
В 1944 году всевозрастающие потери вынудили «волков» Деница отказаться от тактики «завес» и вернутьсяк одиночной охоте. Но теперь уже каждой немецкой субмарине противостояло 7–8 боевых эскортных кораблей, а авиация союзников вела поиск подлодок в радиусе100–150 мильот конвоев.
За годы войны в Германии была построена 1131 подлодка.
Тем не менее война на коммуникациях оказалась германским флотом безнадежно проиграна. Так бесславно завершилась операция «Паукеншляг»…
Оставьте свой комментарий