Общество

Яндекс реклама

 

Как фильм «Заражение» в 2011 году предсказал сегодняшнюю пандемию (Видео)

В фильме рассказывается о том, как «Нулевой пациент» заразился в Гонконге. Вирус передался от летучей мыши человеку через свинью. Туристы и командированные немедленно разнесли его по всему миру. Началась паника, границы перекрыли, товары смели с полок…

Это сюжет фильма «Заражение» Стивена Содерберга по сценарию Скотта Бёрнса, вышедшего в 2011 г.

В тот год родилась шутка: режиссер со сценаристом хотели побольше звездных актеров, бюджета не хватало, но они нашли выход. В результате в «Заражении» снялись Мэтт Дэймон, Кейт Уинслет, Джуд Лоу, Лоуренс Фишберн, Эллиот Гулд, Марион Котийяр, Гвинет Пэлтроу и др., но персонажи многих этих звезд умерли задолго до окончания фильма.

В наши дни по сети ходят новые шутки: «Посмотрел «Заражение», потом включил новости и не понял разницы».

Фильм переживает второе рождение. Прокатчик фильма Warner Bros объявил, что «Заражение» в декабре было на 270-м месте, а сейчас стало вторым по популярности фильмом по количеству запросов на его сайте. На первом – сага о Гарри Поттере (все ее фильмы идут одним лотом). На iTunes «Заражение» на 2-м месте по количеству загрузок, а на многих торрент-сайтах входит в топ-4, пишет The Independent.

Вирус в кино и жизни
«Заражение» хвалят за научную точность и реалистичность. Вместо зомби – обычные больные, хотя актер Мэтт Дэймон очень просил сценаристов ввести хоть одного ходячего мертвеца: мол, зрители это любят. Вместо погонь и приключений – рутинная работа чиновников и врачей. Вместо суперлекарства, которое власти скрывают, а герой находит, – скучные советы руки мыть почаще, а лицо трогать пореже. «Мы всегда сталкиваемся с отморозками из интернета, утверждающими, что есть лекарство от вируса», – кипятится один из консультантов фильма, Лори Гарретт, которая 40 лет посвятила борьбе с эпидемиями во всем мире. Всегда это лекарство не более чем плацебо, добавляет она (в фильме этот сюжет отыгран на примере продажного блогера Алана Крумвьеде, которого играет Джуд Лоу).

«Когда фильмы рассказывают о науке, обычно наукой жертвуют ради драмы. Но «Заражение» не тот случай, – хвалил ленту американский врач и популяризатор науки Пол Оффит. – Фильм также отлично описывает феномен фомитов (предметы, через которые может передаваться инфекция. – «Ведомости») – очень легко передать микроорганизмы, пожимая руку или касаясь бокала для мартини и дверной ручки. Камера задерживалась на этих предметах столько, что фильм, по сути, стал рекламой дезинфицирующих средств для рук».

Роль Кейт Уинслет основана на фигуре реального ученого. Итальянец Карло Урбани первым идентифицировал SARS, заразился во время лечения пациентов и умер в возрасте 46 лет, оставив вдову и троих детей. «Для меня самые трогательные эпизоды фильма – где появляются персонажи, очень похожие на знакомых мне, но не неизвестных широкой публике людей, которые погибли, служа науке и здравоохранению, – сказал другой консультант фильма, Ян Липкин. – Фильм в некотором роде живой памятник этим людям». Липкин тоже помогал Китаю справиться с SARS в 2003 г., также заразился, но вылечился. В этом году Липкин снова был в Китае и по возвращении провел две недели в добровольном карантине.

SARS считается первым случаем перехода вируса от летучих мышей к человеку. COVID-19 – третий случай. А в «Заражении» летучая мышь роняет кусочек фрукта, который съедает свинья. Затем эту свинью забивают на мясои вирус попадает к человеку. «У летучих мышей высокий уровень вирусов в слюне, – объясняет Гарретт. – Ни один из этих вирусов не наносит вреда самим летучим мышам, служа механизмом для защиты от хищников».

В фильме немало взято из истории SARS. «Сцены, где в разгар пандемии пустынные улицы, нехватка продуктов, политическая нестабильность, – это мои яркие воспоминания о том, что было в Пекине», – говорит Липкин. Но вирус MEV-1 из фильмане коронавирус. Он легче передается и намного смертоноснее COVID-19. Один из персонажей оценивает летальность от него в 25–30% (для COVID-19 пропорция выздоровевших и умерших сейчас 85 к 15, но постоянно меняется).

Сначала основой для киношного вируса хотели сделать «испанку», убившую десятки миллионов людей в 1918–1919 гг. Потом выбрали два не очень распространенных вируса, которые могут передаваться человеку от животных. Один из них – вирус Нипах, который поражает свиней, его вспышка была в Малайзии в 1999 г. Другим вирусом – Хендра – болеют лошади, в 1994 г. он передался в Австралии двум людям, рассказывал Липкин. Естественно, в фильм попала и история свиного гриппа А (H1N1) в 2009 г. По сценарию чиновники очень боятся, как бы с MEV-1 не повторилась история с H1N1: они подняли шум на весь мир, а вирус оказался не таким уж страшным.

Подозрительная вакцина
Научный консультант фильма, профессор Колумбийского университета Ян Липкин признал, что получил немало гневных «фу» от коллег-эпидемиологов за стремительность, с которой в фильме ученые разработали и запустили в производство вакцину. Он парировал, что современный подход к производству вакцин является реликтом ледникового периода. Неторопливость этого процесса объясняется инертностью, а не наукой. Технология изготовления вакцин против гриппа в яйцах была разработана более пяти десятилетий назад. Чтобы выяснить, как вызвать иммунную реакцию живого организма на экзотические вирусы, сейчас на самом деле нужны недели, а не месяцы. Как только вакцина создана, не нужно использовать технологию эпохи Эйзенхауэра для ее массового производства. Вместо того чтобы делать вакцины в куриных яйцах, можно использовать клетки насекомых, даже клетки дрожжей. Некоторые вирусы вроде ВИЧ трудно вакцинировать, потому что он быстро мутирует и может скрываться в клетках годами. Но другие вирусы (например, прописанный Липкиным в сценарии фильма) можно было бы быстро устранить, если пользоваться технологиями нашего, а не прошлого века.

После прочтения продезинфицироваться
Бёрнс и Содерберг не в первый раз работали вместе. Бёрнс написал сценарий к фильму Содерберга «Информатор» (2009) о том, как профессор Лиги плюща в начале 1990-х помог ФБР раскрыть картельный сговор производителей лизина, пищевой добавки. Можно сказать, что фильм они снимали вместе – каждое утро Бёрнс проводил мозговой штурм с актерами. Содерберг не ревновал, а, наоборот, поощрял это. «У них особые отношения», – рассказывал Дэймон.

Задумав «Заражение», Бёрнс потом два года разговаривал с эпидемиологами, врачами, чиновниками. Когда Содерберг прочитал сценарий, он немедленно переправил его Дэймону с запиской, что это лучшее из написанного Бёрнсом. Постскриптумом стояло: «После прочтения обязательно вымой руки».

«Мне было очень странно читать в соцсетях или слышать от друзей возгласы удивления, насколько события в фильме похожи [на то, что происходит сейчас], – недавно заметил Бёрнс. – Я не нахожу это таким уж удивительным, потому что ученые, с которыми я общался – а их было много, – все твердили, что [пандемия] – это вопрос «когда», а не «если». Как говорил ему Липкин, за последнее десятилетие было выявлено более 400 новых вирусов. «Еще возникнут вспышки и пандемии, и нам нужно вынуть голову из песка и осознать реальные риски, с которыми мы сталкиваемся, – повторяет Липкин и журналистам. – Более трех четвертей всех появляющихся инфекционных заболеваний рождаются из-за того, что микробы из дикой природы переходят в человека. Наша уязвимость к таким болезням усилилась из-за роста международных путешествий и глобализации производства продуктов питания. Кроме того, вырубка лесов и урбанизация продолжают вытеснять диких животных из среды их обитания, увеличивая вероятность того, что они вступят в контакт с одомашненными животными и людьми». (И эта мысль тоже вошла в фильм.)

Содерберга давно увлекала идея снять фильм-катастрофу. «Боже мой, как я их любил! – вспоминал он в интервью The Guardian о том, как смотрел «Вздымающийся ад» Джона Гиллермина (1974) и «Приключения «Посейдона» Роналда Нима (1972). – Эти фильмы настолько зрелые по сравнению с нынешними блокбастерами! Это были фильмы для взрослых <…> никто в киностудии не говорил: «Как нам привлечь 16-летнюю аудиторию?» <…> Это были беззаботные времена, никто не боялся, что зрители от испуга выключат телевизор или же им станет скучно. Фильмы были свободны от продактплейсмента и остальной чепухи, с которой нам приходится постоянно иметь дело сейчас».

Несмотря на подражание старой доброй школе, «Заражение» оказалось успешным в нашем веке. При бюджете в $60 млн фильм собрал $135 млн.

Источник: https://www.vedomosti.ru/

Оставьте свой комментарий

0 Ограничение символов
Размер текста должен быть больше 30 символов
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены
шаблоны joomla
Репутация сайта - Atz-box.ru

Реклама на сайте

 
Яндекс.Метрика
Besucherzahler seniorpeoplemeet.com
счетчик посещений