Загадки и Тайны

Тайны ЛЕНД-ЛИЗА

( Проголосуй первым! ) 

lend lizСША обогатились на Второй мировой войне? 

Поставки военного оборудования по ленд-лизу во время Второй мировой войны — довольно известная тема. Информации здесь имеется хоть отбавляй. С другой стороны, историки до сих пор не перестают спорить о том, какую роль сыграли поставки военного оборудования и материалов из США их союзникам и как они отразились на общем ходе войны.

Начнем с того, что ленд-лиз (от англ. lend) — «давать взаймы» lease — «сдавать в аренду, внаем») имел характер государственной программы, по которой Соединенные Штаты Америки передавали взаймы своим союзникам по Второй мировой войне боеприпасы, боевую технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты.

Даем только взаймы

lend-liz1Закон о ленд-лизе, полное название «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (англ. Аn Act tо Ргоmote the Defence of the United States), был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года. Из одного его названия становилось ясно, что США не собираются заниматься благотворительностью и действуют исходя из собственных национальных интересов.

Положения ленд-лиза предусматривали, что поставки осуществляются не бесплатно, а после войны неразрушенная и неутраченная техника и оборудование должны возвращаться в США.

Всего поставки по ленд-лизу во время Второй мировой войны составили сумму около 50,1 млрд долларов. По современным ценам это эквивалентно 610 млрд долларов. Из них 31,4 млрд пришлось на Великобританию, 11,3 млрд — СССР, 3,2 млрд — на Францию, и 1,6 млрд получил Китай, который воевал с Японией на Дальнем Востоке.

Поставки вооружений и сырья являлись насущной необходимостью. ВВП стран антигитлеровской коалиции (СССР плюс Великобритания) летом 1941 года соотносился с ВВП Германии и ее европейских союзников как 1:1. Однако к тому моменту Великобритания была истощена морской блокадой, а СССР вскоре потерял, вследствие оккупации Германией, значительные территории на западе страны, и его промышленный потенциал снизился примерно на треть по сравнению с довоенным уровнем.

С другой стороны, военные поставки в СССР в ходе войны постоянно меняли свою структуру. На первом этапе в основном завозились продовольствие, самолеты и авиационное топливо, снаряды для орудий и патроны для пулеметов, танки и запасные гусеницы для танков, автомобильные покрышки, запчасти для танков и самолетов. Но уже с 1943 года, когда проявилась устойчивость СССР к долговременной войне, из США стали ввозить в основном автомобили, стратегические материалы и станки для советской промышленности. 

Также союзные поставки очень неравномерно распределялись по периодам войны. В 1941–1942 годах, в самый трудный период боевых действий, обусловленные обязательства постоянно не выполнялись. Положение нормализовалось лишь со второй половины 1943 года. США с октября 1941 по 30 июня 1942 года направили в СССР всего 545 самолетов, 783 танка, а также 16 502 грузовые автомашины, ровно в пять раз меньше, чем было запланировано.

Конвои и караваны

lend-liz2Военные грузы поступали в СССР разными маршрутами — через Тихий океан, через Иран, северными арктическими конвоями, через Черное море из Турции. Три маршрута — Тихоокеанский, Трансиранский и арктические конвои — обеспечили в сумме 93,5% общих поставок.

Самым быстрым, но и самым опасным маршрутом являлись арктические конвои. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала всего около двух недель. 40% всех поставок шло именно этим маршрутом. Однако около 15% грузов, отправленных этим путем, оказались на морском дне благодаря интенсивной деятельности немецких люфтваффе и военно-морских сил.

Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно безопасным. Но с началом, 7 декабря 1941 года, войны между США и Японией здесь появились свои сложности. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда часто подвергались принудительному досмотру, а иногда и просто топились японцами. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18–20 суток.

Первые поставки в СССР по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941 года. Чтобы увеличить объемы поставок, требовалось провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности портов в Персидском заливе и Трансиранской железной дороги. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 года оккупировали Иран. С мая 1942 года поставки составляли в среднем 80–90 тысяч тонн в месяц, а во второй половине 1943 года — до 200 000 тонн в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, до конца 1942 года подвергавшимися активным атакам немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней. Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов под управлением фирмы Сепегаl Mоtors, где и собирались знаменитые военные грузовики «студебеккер».

За годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184 112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе.

 Следует отметить, что в годы войны существовало еще два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолеты 

«своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска — Сибирь»), было переброшено 7925 самолетов.

Всего за годы войны в СССР было поставлено 22 150 самолетов, 12 700 танков, 51 503 легковых джипа и вездехода, 427 284 грузовых машины. Но вот винтовок только 8218 штук, автоматического оружия — 131 633, пистолетов — 12 997 штук. Более существенными для советской экономики являлись поставки сырья: цветных металлов — 802 000 тонн, алюминиевых труб — 5807 тонн, изолированной медной проволоки — 181 616 тонн, нефтепродуктов — 2 670 000 тонн, хлопка — 106 893 000 тонн.

Кроме того, поставлялись нефтепе-регонные заводы в полном комплекте, радиолокаторы, морские мины, палатки войсковые, штабные и госпитальные, мо¬стовые краны для машиностроительных предприятий, полевые хлебозаводы, кухни полевые, цемент и так далее.

Значение поставок

lend-liz3Первую официальную историческую оценку роли ленд-лиза дал председатель Госплана СССР Николай Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», которая вышла в 1948 году. Вот цитата: «…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около четырех процентов».

Эта цифра говорит сама за себя. СССР мог победить Германию и без американской помощи. Правда, в этом случае война затянулась бы еще на год-полтора, пока СССР развертывал бы свои военные производства на пространствах Сибири и Урала. Такой точки зрения придерживаются многие российские историки и ученые. Академик В. А. Виноградов, например, по этому поводу писал: «Американская помощь по ленд-лизу имела свое значение, но не она решила исход войны, как это пытаются утверждать некоторые западные историки».

В заключение стоит подчеркнуть, что программа ленд-лиза была обоюдовыгодной как для СССР так и для США. Пока СССР фактически в одиночку сражался с гитлеровской Германией, США выиграли время для мобилизации собственного ВПК и создания современной армии. А за поставленную военную продукцию СССР полностью рассчитался с США золотом и валютой. Правда, СССР отказался платить проценты по обслуживанию финансового кредита, связанного с ленд-лизом, и Россия до сих пор должна США около 100 млн долларов.

Любопытно, что Великобритания полностью расплатилась с США за поставки по ленд-лизу только 29 декабря 2006 года. Китай после революции 1949 года вообще отказался от всех своих военных долгов, и придерживается этой позиции до сих пор. Дальнейшая судьба китайского долга не ясна.

Умнее всех поступили французы. Они также отказались платить за поставки, ссылаясь на послевоенные финансовые трудности, И предложили США ряд выгодных внешнеторговых соглашений. Одно из них, кстати, предусматривало открытие французского кинорынка для продукции Голливуда. Это соглашение действует до сих пор.


Мнение администрации "АТЗ портала" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.

Оставьте свой комментарий

0 Ограничение символов
Размер текста должен быть больше 30 символов
правилами и условиями.

Люди, участвующие в этой беседе

  • Гость (Вовчик)

    Прямая ссылка

    По ленд-лизу было доставлено конечно очень много полезного. Но утверждать, что именно это и сыграло решающую роль в борьбе Советского Союза с гитлеровской Германией - глупо. Во первых, как и указано в статье, объём поставок в СССР был очень мал, по сравнению с его собственным потенциалом, во вторых - так же представим себе, сколько всего "не долетело" или не было доставлено из-за действий германских войск - цифра получается еще меньше... Ну и наконец - всё это не было актом безвозмездной помощи - за всё это СССР расплатился золотом(и возможно даже некоторыми политическими уступками) а по окончанию войны - уцелевшая военная техника была возвращена США.

Обсуждений ещё не было. Пожалуйста, начните его со своего комментария.
Besucherzahler seniorpeoplemeet.com
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
для детей старше 16 лет