Рассказы,истории

Поиск

Реклама

Образование и воспитание в Древней Греции

( Голосов: 1 ) 

ucheba-v-greciiПринципы воспитания в Древней Греции отличались в разных полисах в зависимости от нужд и ценностей каждого города-государства. Греки, живущие на Крите и в Афинах, стремились к всестороннему развитию человека, идеальному сочетанию разных качеств (калокагатия). Другой важный для всей Греции принцип – агон или соревновательность в любой практической деятельности, в спорте и искусстве. Победа в различных соревнованиях приносила славу не только отдельным людям, но и целым городам.


Хотя систематизированного, обязательного для всех образования в Греции не существовало и в каждой семье детей воспитывали по своим принципам, греки относились к развитию свободных граждан очень ответственно и старались дать им основы всех важных знаний и умений.

С семи лет мальчики под руководством отца или нанятых им наставников учились обращаться с оружием, занимались музыкой и танцами. Это были необходимые навыки для человека, который должен участвовать в религиозных обрядах. Хорошую подготовку к общественной деятельности давало обучение ораторскому искусству. Преподаватели учили молодых людей красиво и грамотно излагать свои мысли и правильно отстаивать свое мнение, побеждать в споре.

Мальчиков готовили и к деятельности будущего хозяина земли и дома: они учились следить за хозяйством, наблюдали за работой в полях и на виноградниках. Мальчиков даже знакомили с азами практической медицины. Девочки также рано привыкали трудиться. Мать учила их прясть и ткать, присматривать за домом, лечить домочадцев.

В произведениях Гомера описываются эпизоды работы господ наравне с рабами, из чего следует, что для греков в ранний период не было ничего постыдного в практической, ремесленной и хозяйственной деятельности. Однако со временем взгляды на воспитание менялись, и ремесленный труд перестал считаться достойным для свободного грека.

На Крите мальчики начинали усиленно тренироваться физически уже с 14 лет, готовясь к военной службе, обязательной и почетной для каждого мужчины. С 18 лет они обучались в специальных товариществах – гетериях.

К V в. Афины могли похвастаться повсеместной грамотностью своих жителей. Детей стали объединять в группы, которыми руководил один преподаватель. Так начали складываться первые школы.

Мальчикам полагалось иметь трех учителей: грамматиста, кифариста, педотриба. Грамматист обучал детей читать и писать, давал им основы счета. В качестве тетрадей использовали деревянные дощечки, покрытые воском. На них писали стилусами, деревянными палочками, заостренными на концах. После письма и чтения воспитанники изучали тексты великих писателей, среди которых особое место всегда занимали Гомер и Эзоп.

Кифарист учил молодых людей исполнять песни и гимны, играть на лире и кифаре. Ученики должны были не только уметь красиво воспроизводить заученные тексты поэтов, но и черпать из них важные идеи, обращать внимание на художественный язык, стиль произведения.

А под руководством педотриба ученики занимались гимнастикой, соревновались в беге и прыжках, усердно учились метать копья и диски.

Учителя должны были не только давать основы знаний, но и наставлять молодых во всем, формировать у них правильные ценности. В первую очередь именно хороших граждан пытались воспитать.

С IV в. появляется институт эфебии, которая вначале была обязательна для всех юношей с 18 лет. Четыре года молодых греков не только усиленно тренировали, но и продолжали обучать их поэзии и музыке. Эфебы давали клятву, что будут защищать родные границы, свой дом, алтари и товарищей. В эпоху эллинизма эфебия стала элитарным институтом для знатных граждан и перестала быть обязательной. Тогда же возникла организация, куда поступали молодые мужчины после эфебии, – неой.

Первыми философами-учителями в Афинах считают Сократа и софистов. Философы обучали молодых людей не только говорить и отстаивать свое мнение, но и внимательно слушать. Протагор был первым философом, который стал брать деньги за обучение. Софисты сами занимались научными изысканиями в области мифологии, истории, составляли записи событий. Они передавали своим ученикам все эти знания.

Летом у воспитанников были каникулы. И в течение учебного года было немало праздничных дней, во время которых молодежь занимались своими делами.

Девочки до семи лет оставались под контролем матери и нянек и не исполняли никаких обязанностей. Затем девочку знакомили с домоводством, прядением и ткачеством. Их также учили чтению и письму, пению, танцам. Хотя девочки изучали литературу, беседовать об искусстве и общественных проблемах в кругу мужчин им было строго запрещено. Блистать остроумием и знаниями в обществе мужчины могли себе позволить лишь гетеры. Хотя Платон утверждал, что женщины должны получать такое же глубокое образование, как мужчины, отклика в греческом обществе его мысли не получали. Женщины в общественной и политической жизни Греции не играли почти никакой роли и были полностью зависимы от мужчин.

Образование было в Греции привилегией свободных граждан. Рабы не посещали гимнасии и даже не тренировались физически. Допускалось только обучать их необходимым хозяйственным навыкам.

Оставьте свой комментарий

0 Ограничение символов
Размер текста должен быть больше 30 символов
правилами и условиями.

Люди, участвующие в этой беседе

  • Гость (Иван)

    Прямая ссылка

    Многое из того, что было в образовании тогда можно применять и сегодня. Например, обучение музыке.

Лучшая система размещения статей
Besucherzahler seniorpeoplemeet.com
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
для детей старше 16 лет