Рассказы,истории

Поиск

Реклама

Второе открытие майя

( Голосов: 1 ) 

mayalardan-kiyamet-aciklamasi«Просвещенная Европа» забыла о великой цивилизации всего за сто лет!
В 1б97 году пал последний оплот независимости майя — испанцам подчинился город-государство Тайясаль. Удивительно, но уже в XVIII веке вся Европа была убеждена в том, что Америку всегда населяли только дикари.

О том, что Центральную Америку населяла цивилизация майя, строившая города и возводившая сложные культовые сооружения, европейцы узнали дважды. Сначала — когда завоевали и фактически уничтожили этот народ. А второй раз — спустя сто лет, когда обнаружили таинственные руины в джунглях, построенные явно не «дикарями», которыми к тому
времени считали всех коренных жителей Америки.
В конце XVIII века в глубине сельвы Чьяпаса индейцы обнаружили развалины древнего города. О нем сообщили местному священнику, а тот доложил представителям колониальной администрации. Так был открыт Паленке.

Путешествия «пражского графа»
В 1773 году руины посетил капитан Антонио дель Рио, который обследовал и описал его памятники. В 1822 году отчет испанского офицера был переведен на английский язык и издан в Лондоне, но не замечен в научных кругах. Так бы его и забыли, если бы рисунки не скопировал экс-центричный персонаж — граф Жан Фредерик де Вальдек.
Он провел молодость в Праге, затем переехал в Париж. Занимался в Академии художеств, с войском Наполеона покорял Египет. Заинтересовавшись древнеегипетским искусством, оставил армию и отправился на территорию Нижнего Египта — в Нубию.
Пройдя с приключениями Африку, «пражский граф» объявился на Мадагаскаре, после — в Индии, затем — в Южной Америке.
В 1832 году 64-летний путешественник достиг руин Паленке. Там он поселился на два года. Вальдек запечатлел на полотне знаменитый дворец, зарисовал рельефы, иероглифы, пытался прочесть надписи. Однако он был не ученым, а романтиком — верил, что строители индейских городов были выходцами из Египта или Атлантиды, и соответствующим образом «подправлял» рисунки.
Вальдек надолго задержался в Паленке не только из-за страсти к исследованиям, но и… из-за любви к метиске, жившей в деревушке по соседству. Когда он, наконец, вернулся в Мехико, оказалось, что его покровитель и «спонсор» диктатор Анастасио Бустаманте был свергнут и убит. Вальдек бежал на Юкатан, потом — во Францию. В Париже, в возрасте 72 лет, он издал книгу о майянских древностях. Книга имела успех… у художников. Археологи не заметили ее — в то время был бум египтологии.
В конце жизни Вальдек сделал карьеру художника. А умер «пражский граф» в фантастическом возрасте — 109 лет, но не от старости. Верный привычкам, он оглянулся вслед красивой парижанке — и был сбит экипажем.
Открытий экстравагантного графа оказалось недостаточно, чтобы солидные ученые всерьез заинтересовались древней Америкой. Руины майя ждали обстоятельных и вдумчивых исследователей. И они вскоре пришли.

Древности на продажу
Waldeck-leopard-manВоин-майя в ритуальном костюме леопардаВ 1839 году в Гондурас, на поиски древнего города Копан, отправился американец Джон Ллойд Стефенс. Его сопровождал англичанин — художник Фредерик Казервуд. Финансировало экспедицию американское правительство — Стефенс занимал официальный пост «поверенного в делах Соединенных Штатов».
В начале экспедиции произошел занятный казус. Как только путешественники приступили к исследованию Копана, тут же объявился… хозяин руин, некий дон Хосе-Мария, и заявил о своих правах собственности. Пришлось откупиться — приобрести Копан за 50 американских долларов!
Позднее предприимчивый американец возжелал приобрести и Паленке — по его мнению, руины следовало считать частью культурного наследия США, поскольку они расположены на Американском континенте. Однако тут его постигла неудача — мексиканцы древний город не продали.
В Паленке Стефенс и Казервуд обнаружили дворец и древний храм. Здания были целы, а иероглифические надписи напоминали копанские. Исследователи осмотрели еще один древний город — Ушмаль, расположенный неподалеку от столицы Юкатана Мериды. Изучили Дворец Губернаторов, четырехугольник Женского монастыря, великолепный храм Дом Карлика. После этого через разрушенный город Лабна двинулись на юг. Завершилось путешествие исследованием легендарной Чичен-Ицы.
В 1842 году в Нью-Йорке была издана книга Стефенса «Путевые впечатления от поездки по Центральной Америке, Чьяпасу и Юкатану». Через два года его напарник Казервуд выпустил собственный труд «Виды древних монументов Центральной Америки, Чьяпаса и Юкатана».
Книги вызвали сенсацию. Отчет Стефенса был подробен и обстоятелен, а рисунки Казервуда с точностью воспроизводили архитектурные памятники древних городов: здания, стелы, барельефы. Они не утратили своего документального значения и поныне: ведь многое, что удалось тогда запечатлеть, потом вновь заросло или разрушилось. Ученый мир был поставлен перед фактом: в «стране дикарей» обнаружили следы высокой цивилизации древности.

Миссионер и епископ
Другой выдающийся исследователь древностей майя — француз Шарль Этьен Брассёр де Бурбур — совершал открытия в архивах. В молодости он работал журналистом. Потом принял церковный сан, чтобы получить шанс отправиться в Центральную Америку.
В 1855 году миссионер брассёр де Бурбур приобрел в небольшом гватемальском селении Рабиналь старинную рукопись. Помимо словарей индейских языков, в ней было сочинение о происхождении и истории народа киче. Так европейцы познакомились со знаменитым эпосом майя-киче «Пополь-Вух». Де Бурбуру везло: вскоре в том же местечке Рабиналь он обнаружил единственную сохранившуюся до наших дней пьесу майя — «Рабиналь-Ачи». Жители Рабиналя — потомки майя — сыграли ее перед французским исследователем.

Позднее Брассёр де Бурбур обнаружил и другие тексты майя: «Летопись какчикелей», «Кодекс Троано» (часть «Мадридского»), «Родословная владык Тотоникапана» и прочие. Но одно из его главнейших открытий было сделано не в Новом Свете, а в Европе — в королевской библиотеке Мадрида: в 1862 году французский миссионер вернул из забытья рукопись своего «коллеги» Диего де Ланды. Второй епископ Юкатана был известен как детальным описанием истории, обычаев, обрядов религии майя, так и учреждением на Юкатане инквизиции, в результате деятельности которой погибли сотни людей, а кодексы майя были сожжены.

Помимо бесценных исторических свидетельств книга Ланды содержала «алфавит» — иероглифы майя, которые, по мнению монаха, соответствовали испанским буквам. Де Бурбур попытался использовать его для чтения обнаруженного им кодекса. Результат «расшифровки» удручал: «Господин есть он поднявшейся земли, господин калебасы, поднявшейся земли рыжевато-коричневого зверя; это он, господин поднявшейся земли проглоченной земли, за пределами, господин кувшина с водой…» — так «читалось» им одно из предложений.
Время дешифровки письменности майя еще не пришло.

Сокровища «священного сенота»
Точку в первом, «романтическом» этапе, поставил консул США Эдвард Герберт Томпсон. Его привела на Юкатан книга Диего де Ланды. В труде епископа Эдвард прочитал о священном сеноте (природном колодце) Чичен-Ицы, куда в засушливые годы бросали девушек-как жертву богу дождя. Вместе с людьми в воды сенота летели и другие подношения, в том числе золото. Томпсон решил доказать истинность легенды.

Он хорошо подготовился изучил технику водолазного дела, приобрел снаряжение и землечерпалку. Первые дни землечерпалка доставала со дна грязь, кости животных. Наконец, был обнаружен копал — сгусток смолы,    использовавшейся индейцами как благовоние. А потом со дна подняли статуэтки из нефрита, много золотых вещей:    кольца, фигурки лягушек, скорпионов и других животных,.маски, более сотни колокольчиков с вырванными язычками, корону с двумя кольцами, поломанные диски с рельефными изображениями богов, воинов, морских сражений,    человеческих жертвоприношений. А также скелеты людей. Легенда о жертвоприношениях в подтвердилась.

Находки оказались бесценными и в финансовом, и в историко-культурном смысле. Фотографии золотых дисков, например, можно найти во многих научных и популярных изданиях — они являются важным источником для реконструкции истории и образа жизни древних майя.

Эдвард Томпсон умер в 1935 году, посвятив изучению майя почти полвека. К тому времени наука майянистика продвинулась далеко вперед. На место дилетантов пришли ученые.

Оставьте свой комментарий

0 Ограничение символов
Размер текста должен быть больше 30 символов
правилами и условиями.

Люди, участвующие в этой беседе

  • Гость (Руслан)

    Прямая ссылка

    Что там майя. Европейцы уже стали забывать к какой культуре и вере они сами принадлежат. Стали отказываться от своих христианских корней и ценностей.

Лучшая система размещения статей
Besucherzahler seniorpeoplemeet.com
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
для детей старше 16 лет