Рассказы,истории

Поиск

Реклама

Благородные люди Японии

( Проголосуй первым! ) 

ainy3Добравшись до Курильских островов, казаки-землепроходцы встретили там белолицых мужчин с бородами и длинными волосами. По своему внешнему виду они скорее напоминали русских, чем жителей Восточной Азии. Это были представители айнов — народа с древней и трагической историей.


Айны — древнейшее население Японских островов, Курил и Южного Сахалина. Эти белокожие и бородатые люди коренным образом отличаются от монголоидов-японцев. Многие ученые склоняются к тому, что они — потомки древних племен, родственных австралийцам и меланезийцам. Однако сами айны считают себя потомками богов, спустившихся с неба. «Было время, когда первые айну спустились из Страны облаков на землю, полюбили ее, занялись охотой и рыболовством, чтобы питаться, танцевать и плодить детей»,— говорится в их сказаниях.

«Мохнатые курильцы»

ainy2Летом 1711 года казачий атаман Данила Анцыферов и есаул Иван Козыревский сообщили Петру I об открытии Курильских островов. Живших там аборигенов казаки за чрезвычайную волосатость назвали «мохнатыми курильцами». Сами они именовали себя «айну», что в переводе означает «благородные (или «настоящие») люди».
Через 26 лет после этого Камчатку посетил член Российской академии наук Степан Крашенинников. Результатом его поездки стал классический труд «Описание земли Камчатки», в котором ученый подробно описал айнов и их культуру.
Спустя век после открытия островов, в мае 1811 года к курильским берегам пристал русский военный шлюп «Диана» под командованием известного мореплавателя Василия Головнина. Будущий адмирал изучал острова и их жителей. При этом переводчиком у Головнина служил айн Алексей, с которым у него сложились очень теплые отношения.

Другой русский адмирал Иван Крузенштерн, встретившись с айнами, пришел от них в совершенный восторг. «Народ сей почитаю лучшим из всех прочих, которые доныне мне известны»,— написал он после общения с аборигенами. Своим добродушием и честностью они произвели на него самое благоприятное впечатление. Когда за доставленную рыбу айнам давали подарки, они брали их в руки, любовались, а потом возвращали. С трудом удавалось втолковать, что это уже их собственность.
Почти все, кто писал об айнах, отзывались о них с лучшей стороны. В частности, Антон Павлович Чехов утверждал: «Айны — это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, общительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый и… даже интеллигентный».

Поедатели моллюсков

ainy5Следы существования айнов обнаружены в местах неолитических стоянок на Японских островах. Именно там зародилась интересная и самобытная дзёмонская культура, или «культура веревочных узоров».
Начало научному изучению дзёмонских стоянок было положено немецкими и американскими археологами. Полученные ими результаты показали, что дзёмонская культура — творение рук древних айнов. Однако японские ученые наотрез отказались принять эту точку зрения. Ведь для японцев айны были всегда дикарями. Еще в 712 году безымянный японский хронист, выражая общее мнение, записал: «Когда наши возвышенные предки спустились на корабле с неба, на этом острове (Хонсю) они застали несколько диких народов, среди них самыми дикими были айны».
Однако неожиданно оказалось, что айны еще до появления на островах предков самураев создали уникальную и высокоразвитую культуру. Впрочем, японские историки по сей день делают все возможное, чтобы доказать, что создателями этой культуры были их предки, но никак не айны.
Между тем археологам удалось установить, что эта культура существовала в эпоху «неолитической революции», связанной с появлением производящего хозяйства. Но и здесь все оказалось не просто. Большинство специалистов пришло к выводу, что предки айнов не знали земледелия и скотоводства, а занимались в основном собирательством и рыболовством. Предки айнов поедали так много моллюсков, что возле их стоянок образовывались целые горы из раковин — наряду с характерной керамикой, они являются типичными признаками дзёмонской культуры. Ее ранний этап датируется IV тысячелетием до н. э. В Европе тогда уже наступил бронзовый век.
Кстати, сам термин «дзёмон» в дословном переводе с японского означает «веревочный узор». Этот орнамент наносился обыкновенной веревкой по сырой глине. При этом местные мастера не знали гончарного круга, и вся керамика делалась вручную. Кроме керамики дзёмонцы виртуозно обрабатывали обсидиан. При изготовлении предметов его грани получались более гладкими, чем у кремня. Поэтому’ наконечники стрел и топоры этой культуры можно отнести к шедеврам неолитического производства. Впрочем, орудия труда и оружие дзёмонцев вполне типичны для своего времени — в отличие от религиозных представлений.

Медведь и Мать-прародительница

ainy1У древних айнов существовали божества в человеческом облике. Со временем в антропоморфной пластике появились женские фигурки, которые обобщенно символизировали Мать богов. Поклонение верховному женскому божеству, знаменующему плодородие, было типично для матриархальных земледельческих племен медно-каменного века. Но дзёмонцы не занимались обработкой земли, поэтому появление этой символики — очередная загадка.
Наибольший интерес в айнской обрядности вызывает так называемый медвежий праздник. Отмечали его нечасто, так как предназначенного для обряда медведя надо было воспитать в неволе. Маленького медвежонка держали в деревянной клетке и вскармливали грудью женщины, а позже рыбой. Когда он вырастал, медведя душили между двумя деревянными плахами. Затем тушу свежевали и готовили жаркое, которым лакомилось все племя.
Ритуальная трапеза происходила торжественно, все едоки славили медведя и всячески извинялись перед ним. Они утверждали, что если бы душа медведя не была выпущена из тела, она не смогла бы передать богам, как преданы им айны и как они заслуживают их защиты.
Айнский пантеон состоит преимущественно из духов различных животных. Среди них, наряду с медведем, особое место занимает касатка. Немалую роль играет культ змеи, связанный с солнечным божеством. А также культ «унти-камуи» — богини домашнего очага.
Однако не стоит считать культуру айнов сугубо примитивной.
Японцам было чему у них поучиться. Сегодня уже доказано, что «кодекс чести» айнов сыграл значительную роль в формировании идеологии самураев. А также именно у своих соседей по островам
японцы заимствовали культ меча и ритуал сэппуку, или харакири.

Борьба за существование

По отношению к айнам еще Екатерина II предписывала «быть ласковыми и не облагать их налогом, с целью облегчить положение новых русских подданных». Этот указ не прошел бесследно. Японский математик и астроном XVIII века Хонда Тосиаки вынужден был признать, что «…айны смотрят на русских как на родных отцов».
Совсем иначе сложились отношения с японцами, с которыми уже в VII веке начались войны. До рубежа новой эры предки айнов заселяли все Японские острова, но начиная с XII века стали утрачивать свои земли.
При этом в военном отношении японцы долго уступали айнам: в древней японской песне говорилось, что один «эмиси» (варвар, айн) стоит ста человек. Поэтому японцы завоевали их хитростью. Они приглашали доверчивых предводителей айнов к себе якобы для переговоров о мире. На пирах вождей, свято верящих в нерушимость законов гостеприимства, убивали. Это помогало избежать встречи со страшными варварами в открытом бою. От истребления айны бежали на север — на Хоккайдо, Курильские острова и Сахалин.

ainy4


По переписи населения Российской империи 1897 года на Сахалине проживало 1446 человек, которые указали своим родным языком айнский. К 1920 году айнов насчитывалось около 17 тысяч. Считается, что последний мужчина-айн на Сахалине умер в 1961 году. Похоронив супругу, он, как и положено воину, по законам своего народа совершил обряд «экоритохпа» (харакири): вспорол себе живот и отправился на небо к божественным предкам…
Согласно данным ученых, в конце XX века общая численность айнов и их потомков в мире не превышала 16–20 тысяч человек. Из них чистокровных представителей айнского народа было не более 300.

Оставьте свой комментарий

0 Ограничение символов
Размер текста должен быть больше 30 символов
правилами и условиями.

Люди, участвующие в этой беседе

  • Познавательная статья. Никогда даже не слашала о таком народе. А фотографии, похоже взяты из эксозиции ккакого музея. Интересно из какого? Всегда жаль, когда исчезает какой-нибудь народ. Ведь это уже не восполнимо. А значит наш мир становится беднее.

  • Гость (Надежда)

    Прямая ссылка

    Очень интересная статья, никогда не слышала про такое древнейшее население - айны. Идеология японцев оказывается это от культа чести айнов. Самураи также многое взяли от них и культ меча и ритуал сэппуку, или харакири. Уважительное отношения сложились у Российской империи к айнам, это даже было выражено в освобождении их от налогов.

Лучшая система размещения статей
Besucherzahler seniorpeoplemeet.com
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
для детей старше 16 лет