Рассказы,истории

Человек, который начал Вторую мировую войну

Именно таковым представлял себя в своих мемуарах бывший сотрудник СД Альфред Науйокс, считая, что имеет на это полное право. В 1939 году он принял самое деятельное участие в провокации, давшей Гитлеру формальный повод для нападения на Польшу. Впрочем, в архиве бывшего эсэсовца не только эта операция.

Зачем туристы ездят в Гливиц?

На юге Польши в Силезском воеводстве расположен г. Гливице. Население — чуть больше 200 тыс. По европейским меркам — средней величины город. Гордость города и его достопримечательность — вышка-антенна высотой 111 метров, самая высокая деревянная конструкция в мире, являющаяся частью местного музея радио. Каждый год в город приезжают тысячи туристов. Молча ходят они по территории местной радиостанции, превращенной в музей. Страшные катаклизмы XX века пощадили город. Вышка и прилегающие к ней постройки сохранились в нетронутом виде с момента их постройки в 1935 году. Но не история развития радио привлекает сюда людей. Именно здесь, в Гливице1939 году город назывался Глейвиц) началась Вторая мировая война, именно здесь прозвучали ее первые выстрелы.

Casus belli для Польши

В 1939 году в Европе пахло порохом. Пока дипломаты состязались в «искусстве возможного», в германском штабе верховного командования разрабатывался план «Вайс», предусматривающий нападение на Польшу. В конце лета 1939 года во второй половине августа вермахт начал тайно проводить мобилизацию. Дело оставалось за малым, нужен был повод для войны, т. н. casus belli. Этим поводом стала осуществленная СД провокация, вошедшая в историю как «Глейвицкий инцидент», осуществленная под непосредственным руководством Альфреда Науйокса.

Правая рука шефа РСХА

Альфред Науйокс родился в 1911 году и по причине малолетства не успел повоевать на фронтах Первой мировой. Вероятно, он был бы неплохим солдатом, ибо обладал всеми необходимыми для этого качествами: он был смел, склонен к авантюрам, любил спорт (занимался любительским боксом). Ища себе место в послевоенной Германии, Науйокс поступил в Кильский университет на факультет машиностроения. Но его буйная натура искала другого.

В конце 20-х годов Науйокс сошелся с нацистами, проникся их идеями. Его агрессивность теперь находила отдушину в многочисленных уличных потасовках, которые нацисты устраивали со своими политическими противниками. Он стал настоящим бичом левых. В этих первых «боях» Науйокс получил свои первые раны, огнестрельные и ножевые, следы которых он с гордостью носил всю оставшуюся жизнь.

В 1931 году отчаянного бойца представили Гейдриху, шефу создаваемой службы безопасности СС — СД. Знакомство переросло в дружбу. По совету старшего товарища Альфред вступил в СС. Вскоре Гейдрих сделал Науйокса своим доверенным лицом, своею правой рукой.

Операция «Гиммлер»

Весной 1939 года началась операция по дискредитации Польши. В германской прессе печатались статьи о притеснениях польских немцев. Политики в своих речах постоянно призывали оказать помощь угнетаемым в Польше соотечественникам. Эмигранты из Польши со слезами на глазах рассказывали о «гнусностях», творимых поляками в отношении немцев. Ребята из министерства Геббельса деловито снимали эти откровения на пленку, а затем эти кинокадры показывали во всех кинотеатрах рейха. 

Ремарка. Справедливости надо отметить, что не все было ложью, не все «откровения» были постановочными. Дискриминационные действия в отношении немцев в Польше действительно были, и довольно серьезные, чем искусно пользовалась гитлеровская пропаганда.

 

Апофеозом развернутой кампании должны были стать нападения польских националистов на немецкие населенные пункты. Операция «Гиммлер» предусматривала имитацию 3-х таких нападений: на лесничество в Бычине, на таможенный пункт в Хохлиндене и на радиостанцию в Глейвице. Последнему в операции отводилось центральное место.

«Бабушка захворала»

За две недели до дня «Д» Науйокс и семеро его подручных прибыли в Глейвиц и поселились в местной гостинице. 25 августа пришла телеграмма: «Бабушка захворала». Боевики начали переодеваться в польскую одежду, раскладывая по карманам польские деньги и мелкие предметы обихода, изготовленные в Польше. Ждали только команды к началу операции. Но вместо телеграммы «Бабушка скончалась» раздался звонок от Мюллера: «Поездка откладывается». Нападение на Польшу было отменено Гитлером в самый последний момент. Не до всех Мюллер смог дозвониться. Одна группа просочилась через границу и «выполнила задачу»: с польской стороны обстреляла немецкий таможенный пост. Гиммлер устроил подчиненным разнос.

«Бабушка скончалась»

«Бабушка умерла» вечером 31 августа. Восемь человек по одному вышли из отеля и расселись по машинам. Без нескольких минут 8 автомобили подъехали к зданию радиостанции, команда Науйокса рванулась внутрь. Находящиеся в студии сотрудники, увидев направленные на них пистолеты, подняли руки. Переводчик зачитал в микрофон текст, призывающий всех поляков сплотиться против ненавистной Германии, начать борьбу и уничтожать каждого немца, оказавшего хоть малейшее сопротивление. Науйокс создал подходящее звуковое оформление, несколько раз выстрелив во время чтения прокламации в потолок. Выполнив задачу, группа ретировалась. На пороге радиостанции остался труп. Согласно плану операции Мюллер должен был обеспечить каждый инцидент подходящим количеством «застреленных польских бандитов» (в документах они проходили как «консервы»). В Глейвице был «застрелен» силезский поляк Франтишек Хонек — первая жертва Второй мировой войны.

Той же ночью Науйокс и его команда выехали в Берлин. Навстречу им нескончаемым потоком шли воинские части.

На следующее утро о происшествии в Глейвице писали все мировые газеты. В 10 часов утра Гитлер произнес в рейхстаге речь, обвинив Польшу в нападении на немецкий город, и призывал немецкий народ не сносить молчаливо этот позор. В то время как фюрер витийствовал на трибуне, на польские города уже падали бомбы.

Необычное задание для «группы VI-F»

В 1939 году в структуре СД появился технический отдел — «группа VI-F», и Науйокс, как некогда изучавший технические дисциплины, был назначен ее руководителем. Отдел занимался изготовлением фальшивых паспортов, удостоверений личности и всевозможных пропусков для сотрудников СД, работающих за границами рейха. Однажды Гейдрих вызвал своего протеже и поделился с ним своей гениальной задумкой: создать в Берлине высококлассный публичный дом для высших государственных чиновников, иностранных дипломатов и журналистов. Лучшая кухня, прекрасные напитки, изысканная обстановка и первосортный «обслуживающий персонал». Науйокс недоумевал, какое отношение имеет он и его отдел к создаваемому борделю? Гейдрих пояснил: «салон» должен стать источником информации, и на руководителя «группы VI-F» возлагается задача по технической реализации этого замысла.

«Салон Китти»

На тихой улочке Курфюрстендам было найдено подходящее здание, где провели капитальный ремонт и перестройку. В двойных стенах установили 48 микрофонов, а в подвале дома — записывающую аппаратуру, около круглосуточно дежурили сотрудники СД. В спальнях и будуарах поставили скрытую фотоаппаратуру. Руководитель криминальной полиции (V отдел РСХА) группенфюрер СС Артур Небе подобрал в штат «высокопрофессиональных сотрудниц». По имени бандерши заведение стало именоваться «салоном Китти». Салон быстро стал популярным. Дипломаты, консулы и атташе, сотрудники иностранных посольств и германского МИДа, чиновники высшего ранга стали его завсегдатаями.

Страховка Науйокса

Не считал для себя зазорным расслабиться в «салоне Китти» и его «крестный папа» — Рейнхард Гейдрих. Перед тем как дать волю своим чувствам, он отключал всю аппаратуру в номере. В отличие от других постояльцев, он знал, где она располагается и как приводится в нерабочее состояние. Но отключенную аппаратуру можно было включить из подвала, непосредственно из студии звукозаписи. Этого Гейдрих не знал. Науйокс не счел нужным довести до своего начальника эту маленькую техническую подробность, придававшую работе руководителя «группы VI-F» привкус пикантности.

Первые прослушанные записи лишили Науйокса сна. Расслабленный Гейдрих хвастался, как избавляется от ставших ненужными или опасными сотрудников. Альфред понял, что ни близкие отношения с шефом, ни участие в тайных операциях не являются гарантией безопасности. Наоборот, обладание определенными знаниями может стать смертельно опасным для их носителя. Науйокс решил обезопасить себя и начал собирать компромат на своего шефа и благодетеля.

Как «сгорел» Науйокс

В конце 1940 года в оккупированной Голландии гестапо арестовало некоего Таккера, скупавшего золото. Третий рейх, ведущий войну за столь необходимое немецкому народу жизненное пространство, испытывал острую нужду в золотовалютных резервах, и всякого рода спекуляции с валютой относил к разряду тяжелейших преступлений. В ходе обыске в квартире Таккера было обнаружено золото в количестве, вполне достаточном для возбуждения уголовного дела. Таккер, перед которым замаячила вполне реальная перспектива сменить квартиру в Берлине на барак в концлагере, на первом же допросе назвал лицо, в чьих интересах он скупал драгметаллы: Альфред Науйокс. Немного поколебавшись, Мюллер пошел ва-банк и дал команду на проведение обыска в берлинской квартире близкого друга начальника РСХА, и как оказалось, не прогадал. Золота гестаповцы не нашли, но зато было найдено нечто более ценное, на что шеф гестапо и не рассчитывал. 

На следующее утро у Мюллера состоялся разговор с Гейдрихом. Тот поинтересовался, на каком основании гестапо делает обыски в квартирах сотрудников СД. Выдержав первый удар, Мюллер выложил Гейдриху козырного туза — пленки с записями его пьяных откровений, сделанные Науйоксом в «салоне Китти». Настроение у шефа РСХА резко испортилось.

Из штурмбаннфюрера — в рядовые и на фронт

За совершение поступков, несовместимых с честью офицера СС, штурмбанфюрер Науйокс был разжалован в рядовые и уволен из СД. Член «старой гвардии», участник многих секретных операций (нападение и разгром испанского посольства в Берлине в 1936 году, Глейвицкий инцидент, операция «Венло», операция «Бернгард», «салон Китти»), один из первых, получивших Железный Крест I класса, Альфред Науйокс был отправлен в дивизию СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» искупать свою вину на поле боя. Командующему дивизией генералу Зеппу Дитриху Гейдрих написал письмо, в котором характеризовал рядового Науйокса как храброго солдата, отлично подходящего для выполнения особо важных заданий, связанных со смертельным риском. (Читать между строк: угробить, и как можно скорее.) Не суждено было Альфреду Науйоксу войти в историю специалистом по секретным операциям № 1. Он сошел со сцены. В 1943 году вакантное место занял выходец из Вены Отто Скорцени.

Закат

Спас Науйокса… Гитлер, незадолго до того отдавший распоряжение, согласно которому ни один носитель высших секретов рейха (а Науйокс несомненно был таковым) не должен принимать участия в операциях, связанных с риском попасть в плен. После смерти Гейдриха (который все надеялся, что его протеже сложит голову за фюрера и рейх на Восточном фронте) Науйокс был переведен в Бельгию. Числясь в штате оккупационной экономической службы, он занимался поиском участников Сопротивления в Бельгии, Дании и Голландии. В октябре 1944 года сообразительный Науйокс перебежал к американцам и стал бороться против внезапно ставшего ему ненавистным режима. На Нюрнбергском процессе Науйокс выступил в качестве свидетеля и подробно рассказал о своем участии в Глейвицкой провокации, благодаря чему у III рейха на одну тайну стало меньше. 

Впоследствии мелкий коммерсант Науйокс жил в Гамбурге, опубликовал свои мемуары. Умер в 60-х годах. По воспоминаниям соседей, от угрызений совести он не страдал.

Источники: http://topwar.ru 

Оставьте свой комментарий

0 Ограничение символов
Размер текста должен быть больше 30 символов
правилами и условиями.

Люди, участвующие в этой беседе

  • Гость (Зоя Садоха)

    Прямая ссылка

    Страшное время и страшные дела творились. Трудно представить себе все злодеяния сотворённые фашистами.

шаблоны joomla
Яндекс.Метрика
Besucherzahler seniorpeoplemeet.com
счетчик посещений