Персона

Поиск

Реклама

Валерий Чкалов — Любимый сокол Сталина

( Проголосуй первым! ) 

chkalov1Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в небольшой слободе Василево Нижегородской губернии, впоследствии переименованной в его честь в город Чкаловск…

в 4-й Канавинский авиационный парк

Когда Валерию исполнилось 12 лет, его отец, трудившийся на судах Волжского речного пароходства, отправил сына на учебу в речное ремесленное училище, в город Череповец. Но началась Гражданская война, и Валерий вернулся домой. Однажды он увидел пролетавший над рекой аэроплан. Это зрелище настолько поразило юношу, что он в тот же день уволился с работы, отправился в военкомат и попросил направить его в авиационные части РККА.

Из кочегаров в летчики

К его просьбе отнеслись с пониманием, Валерия зачислили в ряды красноармейцев и направили учеником слесаря-сборщика аэропланов базировавшийся в Нижнем Новгороде. В 1921 году за отличную службу Чкалова направили в Егорьевскую школу авиации, затем в Борисоглебскую школу летчиков. А в 1923 году за отличные показатели в учебе перевели в Московскую авиационную школу высшего пилотажа. Любопытно, что в январе 1924 года Чкалов как лучший курсант принимал участие в похоронах Ленина, неся караул у фоба вождя мирового пролетариата. В мае того же года он закончил школу и был распределен в Ленинградскую Краснознаменную авиационно-истребительную эскадрилью. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный летчик. Он неоднократно совершал рискованные маневры в воздухе, за что получал взыскания по службе.

Венцом этого воздушного хулиганства стал пролет на аэроплане под Троицким мостом. Некоторые историки сомневаются в том, он вообще имел место. Но свидетельства очевидцев подтверждают обратное. Такой полет действительно состоялся в реальности. И решился на такой рискованный шаг Чкалов не просто так. В то время он ухаживал за одной молодой и красивой девушкой. Однако она не отвечала ему взаимностью. Тогда Валерий пообещал красотке, что на ее глазах пролетит под фермой Троицкого моста, и свое обещание выполнил. Но закончилась эта история довольно трагически.

Валерий Чкалов отказался возглавить сталинский НКВД?

Во-первых, летчика арестовали и посадили на гауптвахту. А девушка так и не ответила пилоту взаимностью и вскоре вышла замуж за сотрудника НКВД. Потрясенный ее поступком, Чкалов, что называется, «сорвался в штопор». Он начал много пить, чего раньше за ним не водилось, нарушать воинскую дисциплину. Закончилось все это крупными неприятностями.

16 ноября 1925 года за пьяную драку в ресторане Чкалов был осужден военным трибуналом к одному году лишения свободы. Но принимая во внимание все обстоятельства дела, его амнистировали. В 1927 году Валерий Павлович женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой, с которой прожил все последующие годы.

В 1928 году Валерия Чкалова направили служить в брянский авиаотряд. И там он опять отличился. В феврале 1929 года, выполняя учебный полет, он совершил со своим звеном еще один рискованный трюк — пролетел под линией высоковольтных проводов. Однако в ходе выполнения этого маневра две машины разбились.

Чкалова арестовали и заключили в брянский исправдом. На этот раз ему грозил уже серьезный тюремный срок. Но тогдашний советский главком ВВС Баранов заступился за своего подчиненного. Главком обратился к председателю ВЦИКа Михаилу Калинину, а тот в свою очередь — к Сталину. Уголовное дело заводить не стали, ограничившись служебным взысканием. А летом 1933 года Чкалова перевели летчиком-испытателем в Москву, в наркомат авиационной промышленности.

Удачливый командир

В 1936 году Иосиф Сталин назначил Валерия Чкалова командиром дальнего перелета по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский. Для перелета был подготовлен новейший самолет АНТ- 25. В экипаж также входили второй пилот Байдуков и штурман Беляков.

В целях разведки арктических условий самолет первоначально летел в направлении Северного полюса до острова Виктория. Миновав арктические просторы и Якутию, самолет пролетел над Охотским морем, достиг Ле- тропавловска-Камчатского и сбросил над ним вымпел.

chkalov2

Задание было выполнено, но запас бензина позволял лететь дальше. Чкалов направил самолет к материку. Однако крайне неблагоприятные условия — штормовая погода с низкой облачностью и дождем — вынудили экипаж приземлиться на маленьком острове Удд.

Это было 22 июля 1936 года. А утром 24 июля на остров была доставлена правительственная телеграмма, в которой говорилось: «Гордимся вашим мужеством, отвагой, выдержкой, настойчивостью, мастерством. Вошли в Центральный Комитет Совета Союза с ходатайством о присвоении вам звания Героев Советского Союза».

После перелета на Дальний Восток Валерий Чкалов задумался о возможности беспосадочного перелета в США. Получить разрешение на этот перелет стало возможным лишь после организации дрейфующей станции «Северный полюс-1», которая могла поддерживать с самолетом радиосвязь и передавать на его борт метеосводки.

Покорение Америки

Станция начала работу 21 мая 1937 года, а 25 мая чкаловский экипаж был вызван в Кремль для доклада о плане перелета и после этого получил разрешение на подготовку к нему. Наконец назначили день старта.

18 июня, в 4 часа 5 минут по московскому времени, Чкалов поднял тяжело нагруженную машину с бетонной дорожки Щелковского аэродрома и взял курс на север. И этот перелет был полон не меньших трудностей, чем первый. Немало неприятных минут доставили поломки и сбои в работе двигателя: то текло масло из трубки маслопровода, то замерзала вода в системе охлаждения. Но самой опасной неприятностью было обледенение самолета, его крыльев и винта. Это уже грозило катастрофой, аварией. Чтобы избежать обледенения, приходилось подниматься над облаками на высоту 4000–6000 метров. А там трудно было дышать, не хватало кислорода.

Летчики не ожидали, что облачность, циклоны будут преследовать их на протяжении почти всего пути. Запас кислорода на борту самолета был ограничен, к концу пути его почти не оставалось. Много времени, сил и топлива было затрачено на обход циклонов, и все-таки борьба с арктической стихией закончилась победой отважного экипажа. Пролетев над Канадским побережьем Ледовитого океана, летчики выбрались в район северо-запада Америки. До намеченного пункта, Сан-Франциско, долететь не удалось — кончалось топливо. Летчики выбирали приемлемое место посадки. 20 июня, после 63 часов изматывающего полета, самолет АНТ- 25 приземлился на аэродроме Бараке в небольшом городке.

 Американский народ организовал экипажу торжественную встречу. Тысячи граждан пришли на аэродром Бараке встречать и поздравлять советских летчиков с окончанием перелета. Героический экипаж был принят президентом США Франклином Рузвельтом.

Это был триумф не только Чкалова и двух его соратников по перелету, но и всей советской авиации. Всему миру был продемонстрирован возросший уровень советской техники, и в частности самолетостроения. Была проложена новая трасса, на и кратчайшим путем соединявшая два континента. И, что самое главное,— было положено начало взаимопониманию между советским и американским народами, что в конце 30-х годов было очень важным.

Все мировые газеты сообщили о перелете Москва — Ванкувер, а Валерий Чкалов стал мировой знаменитостью. О нем узнал весь мир, и он стал популярен не только в Советском Союзе, но и в США.

chkalov3

Дело дошло до того, что кинозвезды Голливуда выстраивались в очередь, чтобы взять у Валерия Чкалова автограф. Возвращаясь из Америки в СССР на пароходе «Нормандия», В. Чкалов познакомился со знаменитой актрисой Марлен Дитрих. Она таюке высказала ему свои слова восхищения и взяла автограф. И, как говорят некоторые исследователи, между ними вспыхнул скоротечный роман.

…Вернувшись домой, Валерий Чкалов продолжил свою работу в качестве летчика-испытателя. 15 декабря 1938 года он погиб, подняв в воздух для испытательного полета новый советский истребитель И-180. Некоторые историки утверждают, что эта была запланированная диверсия, совершенная агентами НКВД.

Якобы Валерий Чкалов наотрез отказался от предложения Сталина возглавить НКВД, чтобы своим авторитетом очистить органы от негативного шлейфа репрессий. Такая версия имеет право на существование, но пока не подкреплена никакими документами.

Оставьте свой комментарий

0 Ограничение символов
Размер текста должен быть больше 30 символов
правилами и условиями.

Люди, участвующие в этой беседе

Лучшая система размещения статей
Besucherzahler seniorpeoplemeet.com
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
для детей старше 16 лет