Персона

Поиск

Реклама

Иван Кожедуб — Величайший советский ас

( Голосов: 3 ) 

kollagВ этой интересной, познавательной, историко-патриотической статье подробно описана биография и боевые достижения величайшего советского воздушного аса, трижды Героя Советского Союза, летчика-истребителя Ивана Никитича Кожедуба.

Жил некогда в нашей стране величайший ас, военный летчик, кавалер трех Звезд Героя — Кожедуб Иван. За всю свою боевую жизнь Кожедуб сумел сбить 64 самолета противника.

Ivan-Kogedyb

Много у нас отличных летчиков, искусных, смелых, но ни у одного из них нет и не было на личном счету такого количества сбитых неприятельских самолетов, сколько их имелось у Кожедуба.

Родился Иван Кожедуб в 1920 году, 8 июня, в селе Ображиевка тогдашней Черниговской губернии в обычной семье крестьянского церковного старосты.

В 1934 году после школы он поступил в Шосткинский техникум химической промышленности.

Первыми его шагами в авиации были занятия в Шосткинском аэроклубе. С начала 1940 года он призвался в Красную Армию и осенью, в том же году, окончил курсы в тогдашней Чугуевской школе лётчиков. После этого продолжил в ней нести службу в должности летчика-инструктора.

С началом войны эвакуировался вместе с авиашколой в Среднюю Азию, в Казахстанский город Чимкент.

В 1942 году, в ноябре, Кожедуба откомандировали в Иваново в формирующийся истребительный полк авиационной дивизии. В 1943 году, в марте, в составе своей дивизии он прибыл на Воронежский фронт.

Самый первый бой в воздухе закончился для него неудачей и едва не стал в его жизни последним. Его самолет Ла-5 был повреждён немецкой пушечной очередью, произведенной из Мессершмитта-109. Только бронеспинка самолета спасла жизнь Кожедуба от вражеского зажигательного снаряда. Однако, по пути на свой аэродром его самолёт по ошибке обстреляли советские зенитчики. В самолет попало 2 снаряда зениток.

Вскоре, его хотели перевести на пост оповещения, но за Кожедуба заступился командир полка.

В военном 1943 году, в начале лета, Кожедубу присвоили «младшего лейтенанта».

Только во время сорокового вылета на воздушный бой, произошедшего в 1943 году, 6 июля, в небе над роковой Курской дугой, Кожедубом был сбит его первый вражеский бомбардировщик. Сразу же на следующий день им сбит второй бомбардировщик, а 9 июля им сбито сразу 2 неприятельских истребителя.

Своего первого Героя Иван Кожедуб (уже старший лейтенант) получил в 1944 году, 4 февраля, за 20 сбитых немецких самолётов и 146 боевых вылетов.

В 1944 году, с мая, Иван Кожедуб стал летать на Ла-5ФН с бортовым № 14, построенном на сбережения колхозника-пчеловода В. В. Конева из Сталинградской области.

letchik 1

В 1944 году, в августе, в звании капитана, его назначают заместителем командира полка, и стал он воевать с фашистами на Ла-7, новейшем истребителе. Вторую «Золотую Звезду» Кожедуб получил в 1944 году, 19 августа, за 47 сбитых неприятельских самолётов и 256 боевых вылета.

Наступил долгожданный час, когда на фюзеляже истребителя Кожедуба красовалась надпись, типичная для того времени: «На Берлин!»

Самый последний бой в Отечественную войну, в котором он сбил 2 реактивных немецких истребителя, Кожедуб провёл в 1945 году, 17 апреля, в небе над Берлином.

maiorВ конце войны Иваном Кожедубом, к тому времени уже в звании гвардии майора, было совершено 330 боевых вылетов, в течение которых им было сбито 62 вражеских самолёта, среди них 21 бомбардировщик, 37 истребителей, 3 штурмовика и 1 реактивный истребитель.

Однако, недавними архивными исследованиями обнаружено, что цифры побед Кожедуба немного занижены — в наградных документах, по неизвестной причине, отсутствуют два, сбитых им, немецких самолета в 1944 году: 11 апреля — сбит самолет ПЗЛ-24 и 8 июня — самолет немцев Ме-109. Хотя, они были официально подтверждены и занесены на личный счёт Кожедуба.

Более того, из публикаций последних лет вытекает, что истинный (реальный) список воздушных побед советского аса выглядит значительно внушительнее.

Руководствуясь порочными принципами «социалистического коллективизма», некоторые тогдашние военно-партийные руководители довольно часто вынуждали наших лучших летчиков-асов делиться своими, достигнутыми в боях, победами с менее способными пилотами. В результате этого, на истребителе Кожедуба Ла-7 оказалось значительно меньшее количество красных звездочек, чем он заслужил в действительности.

Об этом неоднократно писали и однополчанин Кожедуба, известный испытатель, летчик Александр Щербаков и некоторые другие авторы. Но, по-настоящему серьезных исследований в этом вопросе — не проводилось.

Kozheduba pobeda

Исходя из этого, руководствуясь некоторыми, даже не полными данными, Кожедубом сбито во время войны не 62, а не менее 100–107 вражеских самолета, 5 из которых — принадлежали американцам.

Под самый занавес Второй мировой лучшему асу Советского Союза пришлось дважды давать уроки летного мастерства бессовестно зарвавшимся «союзникам».

Начиная со средины 1944 года, неоднократные столкновения между нашими и американскими авиагруппами, к сожалению, не были следствием, традиционной для войны — неразберихи.

Уже в те времена Соединенные Штаты считали абсолютно весь континент Европы зоной своего влияния. В своих известных «Воспоминаниях и размышлениях» Жуков Г. К. указывает, что однажды тогдашний командующий ВВС Америки Спаатс позволил себе демонстративно отказаться обсудить с ним порядок полетов американских самолетов над зоной, принадлежащей Советскому Союзу, нагло заявив, что авиация США всюду летала без каких-либо ограничений.

Всячески демонстрируя такое свое «право» свободно летать где угодно, командование штатов заодно проверяло наши ВВС на военную выучку и стойкость, а также вело отработку методов тотального, повсеместного воздушного террора, ставшего визитной карточкой авиации США на протяжении последующих десятилетий.

Первая атака на Красную Армию проводилась четырьмя десятками тяжелых истребителей США «Лайтнинг» в 1944 году в день 7 ноября на позиции нашего стрелкового корпуса и аэродрома в сербском городе Ниш. Тогда погибли командир корпуса в звании Героя Григорий Котов, а также наши военнослужащие, в количестве 30 человек.

Тогда американской авиацией были разбиты 2 наших самолета и сожжено 15 автомобилей. Лишь после взлета советских истребителей, когда ими было сбито несколько американских самолетов — остальные уцелевшие агрессоры обратились в бегство.

Позже, как стало известно об этом происшествии из мемуаров свидетеля этого боя летчика Бориса Смирнова, среди обломков сбитого «Лайтнинга» были найдены карты, где город Ниш имел обозначения, как воздушная цель. Будущим, неоднократным официальным американским версиям о потере курса — уже никто не верил.

25-ти летний майор Кожедуб, летавший тогда над Германией, дважды сталкивался в небе с обнаглевшими и бессовестными «союзниками».

Первый раз в 1945 году, 22 апреля, машину Кожедуба атаковали два американских истребителя типа «Мустанг». Однако, им пришлось довольно горько пожалеть о такой своей наглой затее. Не прошло и двух минут, как один из атаковавших «Мустангов», разлетелся в воздухе на куски, а пилоту второго — еле удалось выпрыгнуть с горящего самолета с парашютом.

Значительно более жаркий бой с американскими стервятниками Кожедуб выдержал непосредственно перед Днем Победы, когда целая эскадрилья бомбардировщиков, именуемых, как «Летающая крепость», нагруженных под завязку бомбами, проигнорировав предупредительные выстрелы, вошла в воздушное пространство нашей (советской) оккупационной зоны.

kozhedub-1После того, как наш доблестный майор-ас вогнал в землю три многотонных и многомоторных гиганта, остальные американские «герои» обратились в бегство. Но включить сбитые тогда самолеты в официальный, длинный список своих побед — Кожедубу не позволили.

И. Н. Кожедуба ни разу не сбивали, хотя его неоднократно и подбивали, ему всегда удавалось посадить свой самолёт.

Третью заслуженную «Золотую Звезду» Кожедуб получил в 1945 году, 18 августа, за высочайшее воинское мастерство, беспримерное мужество и отвагу, неоднократно проявленные им на фронтах войны.

Позже Кожедуб продолжал служить в армии. Им окончена Военно-воздушная академия в 1949 году. Одновременно, он оставался действующим летчиком-истребителем, в 1948 году освоил МиГ-15.

pamyatnik-KozhedubНесколькими годами позже он окончил еще одну военную академию. Во время известной Корейской войны Кожедуб командовал в Корее авиационной дивизией. В те времена ему летать было запрещено, наверное, как очень известному человеку.

В 1964–1971 годах он служил на ответственных постах в Московском округе. С 1971 года продолжал служить в центральном аппарате военной авиации. В 1978 году он на службе в Группе генеральных военных инспекторов Союза.

Кожедубу И. Н. присвоили звание Маршала советской авиации в 1985 году.

Скончался И. Н. Кожедуб в 1991 году, 8 августа. Похоронили его в Москве на известном Новодевичьем кладбище.

Оставьте свой комментарий

0 Ограничение символов
Размер текста должен быть больше 30 символов
правилами и условиями.

Люди, участвующие в этой беседе

  • Гость (Влад)

    Прямая ссылка

    Самый результативный пилот истребительной авиации СССР, мастер наступательного поединка

  • Гость (Алеександр)

    Прямая ссылка

    В последнее время вошло в привычку только к 9 мая вспоминать о героях. Героя не умирают пока память о них жива.!

Лучшая система размещения статей
Besucherzahler seniorpeoplemeet.com
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
для детей старше 16 лет