А,знаете ли вы...

Поиск

Реклама

Умственное развитие: сущность, значение, проблемы

( Проголосуй первым! ) 

intelektНовые общественные отношения (экономические, политические, правовые, гражданские и другие), состоящие в нашей стране, предусматривают формирование соответствующей разностороннее развитой личности носителя этих отношений, личности, которой были бы присущи такие характерологические черты, как чуткость, единство слова и дела, человеческое достоинство, рыцарство.

В условиях развития государственности, перехода к рыночным отношениям, дальнейшего научно-технического прогресса чрезвычайно возрастает роль интеллектуального фактора, а следовательно важность умственного развития личности, без чего, кроме указанных, нельзя надеяться на развитие и только что названных ее характерологических черт. Ведущей тенденцией современной психолого-педагогической науки является его личностная ориентированность, которая обусловлена задачами, поставленными сегодняшними процессами социального развития, ее реализация стала возможной благодаря развитию философии как ее методологии. Сравнительный анализ достижений в образовании показывает, что они — следствие развития теории образования с надлежащим уровнем ее внедрения в педагогическую практику.
В отечественной теории ХХ века проповедовались теории, которые на сегодняшний день утратили свое значение. Одной из них была трактовка обучения как деятельности, осуществляемой, так сказать, по формуле: учитель дает — ученик берет. Начиная с 60-х годов, отечественная наука обогатилась новыми данными о сущности личности и ее развития, диалога, сотрудничества, партнерства, уважения прав человека и т. д..
Итак, сформированная ранее модель обучения субъективно-объективного характера в достаточной мере не отвечает требованиям развития личности. Возникла потребность в новых педагогических идеях, которые должны стать методологией личностно-развивающего обучения. С освобождением от глобальных философских систем, в нашей стране образовались благоприятные условия для развития новой философии образования, новой ее методологии, методологии личностной ориентированности, причем гуманистической направленности.
Идея гуманизации образования является ведущей Национальной доктрины развития образования XXI века, и предусматривает постепенный переход от репродуктивного, авторитарного образования к образованию гуманистического типа. В связи с этим обучение и воспитание личности должны быть с максимально возможной индивидуализацией, созданием условий для самообучения и саморазвития, осмысленного определения своего жизненного пути. Они должны учить учеников способам самостоятельно приобретать знания и внедрять их в практику, формировать у них желание, стремление и умение самостоятельно овладевать знаниями в различных областях деятельности. Идея умственного развития достигает в древнейшие времена.
Еще древнегреческий философ VI–V века до н.э. Гераклит отмечал большую роль понимания в жизни человека, переживая, что «большинство людей не понимает того, с чем встречается, и научившись они не понимают, им же самим кажется, что понимают», «Те, кто слушая, не понимает, уподобляются глухим» говорил он. Аристотель (IV в. до н.э.) в умственном развитии заметное место отводил работе по формированию понятий, подчеркивая большое значение умению давать их определения. «Определяющее понятие,— говорил он,— должно делать ясным не только» то, что есть «каждая вещь, как это делает большинство определений, но в нем должна быть и раскрываться также и причина». Уже в древние времена делается попытка определить сущность умственного развития. Упоминавшийся нами Аристотель, в частности, говорил, что «ум заключается не только в знании, но и в умении внедрять знания в дела». Французский философ XVIII века Гольбах Поль Анри в своем труде «Система природы» в структуру развитого ума относил умение «схватывать одним взглядом все пункты широкого горизонта», умение видеть «предметы и отношение так, как они есть на самом деле». Его соотечественник, писатель XIX века Стендаль один из признаков развитого ума видел в его гибкости. Сковорода проблему ума призвал рассматривать в строго личностном контексте: «Всякий имеет свой ум»,— говорил он. По Т. Шевченко, определяющей составляющей развитого ума является умение самостоятельно учиться «так, как надо». Л. Толстой обращал внимание на такую особенность развитого ума, как способность знать, что делать в первую очередь.
Значительный вклад в разработку теории умственного развития сделали такие известные российские и украинские психологи и педагоги: Л. Выготский, С. Рубинштейн, Костюк, Леонтьев, Н. Менчинская, О. Кабанова-Меллер, В. Давыдов, М. Данилов, М. Скаткин, И. Лернер и другие. Отечественные психологи и педагоги признают ведущую роль обучения в умственном развитии. Вторая идея, которая проходит лейтмотивом в исследованиях, которая уходит своими корнями к Ушинскому и И. Сеченову, заключается в том, что голова ученика не уподобляется сосуду, который наполняют водой — чем больше тем полнее. Важно не только то, чему учить, но и как учить. Умственное развитие тесно связано с усвоением знаний, в то же время не сводится к нему, то есть неправомерно ставить равенство между суммой приобретенных знаний и уровнем развития. Но кто не знает, что человек, научившись мыслить, умеет не только усваивать элементы опыта, но утилизировать его показатели — применять их к делу? Как мыслитель он умеет наблюдать и анализировать результаты анализа и сравнения и, наконец, доискиваться причин явлений. Насколько во всех этих случаях человек является деятелем, весь комплекс явлений называют «деятельным мышлением».
Умственное развитие включает в себя знания и умения «применять их к делу», другими словами — умение пользоваться полученными знаниями, применять их на практике. Последнее же требует развитого умения наблюдать, видеть факты, сравнивать и анализировать их, делать выводы и обобщения, т. е. развитое мышление. Недаром Эдисон отмечал, что важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить".
Вопрос показателей умственного развития учащихся стало предметом специальных исследований. Нашими отечественными психологами установлены следующие показатели умственного развития учащихся в процессе обучения: умение оперировать усвоенными понятиями (Л. Выготский), овладение мыслительными операциями, процессами, приемами (С. Рубинштейн, Н. Менчинская), перенос решения задачи в другие условия (С. Рубинштейн), перенос операций, усвоенных в данном учебном предмете, на внеучебную деятельность (Леонтьев), установление многосторонних связей между причинами и следствиями (В. Богословский), широкий перенос приемов, обобщенных «межпредметным» путем, на учебную и внеучебную деятельность (О. Кабанова-Меллер), умение аргументировать соображения, оценивать события и явления (В. Демиденко) и т. д..

Оставьте свой комментарий

0 Ограничение символов
Размер текста должен быть больше 30 символов
правилами и условиями.

Люди, участвующие в этой беседе

  • Гость (Зоя Садоха)

    Прямая ссылка

    Развитие умственных способностей с самого маленького возраста очень важно. Недаром учёные говорят, что дети большую часть знаний о внешнем мире постигают в первые пять лет. Если с такими детками занимались, учили, то в будущем им легче даются остальные знания. Показатель их умственного развития будет выше.

Лучшая система размещения статей
Besucherzahler seniorpeoplemeet.com
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
для детей старше 16 лет