А,знаете ли вы...

На воде и под водой

( Проголосуй первым! ) 

The First RaftС давних времен человечество мечтало не только летать как птицы, но и плавать как рыбы. Поэтому не удивительно, что первый транспорт, придуманный людьми, был именно водный. Даже сейчас это самый дешевый вид транспорта. Так с чего же все началось?

В седую старину люди выяснили, что дерево не тонет в воде, на нем можно было спастись от бури, переплыть реку, рыбачить и т. д. Первым транспортом для перевоза груза был плот. Достаточно примитивно связанные между собой, деревянные колодки перевозили довольно тяжелый груз через реку. Управляли плотом с помощью длинной жердины, которой отталкивались от дна. Другим распространенным плавательным средством стала лодка, оснащенная веслом и парусом.

fregatКогда люди придумали закреплять паруса с помощью мачты и реек, неизвестно, но уже на изображении древнеегипетских кораблей можно увидеть деревянную мачту и рейки, а также штаги (тросы, удерживающие от падения мачту), фалы (снасти для подъема и спускания парусов) и другой такелаж. Египетские корабли – барки, вряд ли отличались хорошими мореходными качествами. Прямоугольные паруса можно было использовать только при попутном ветре. Скорость корабля напрямую зависела от гребцов. Древние египтяне крепили весло с помощью веревочных петель. Это дало возможность увеличить силу гребцов и скорость корабля. Известно, что отборные гребцы на судне фараона делали 26 гребков в минуту, что давало скорость корабля до 12 км/час.

Лучшими мореплавателями были древние финикийцы. Их судна укреплялись специальными продольными и поперечными балками – килем и шпангоутом. Эта конструкция используется в кораблестроении и сейчас.
В средневековье паруса приобрели треугольную форму. Это давало возможность использовать не только попутный ветер, но и боковой. Ветряки могли даже идти против ветра – зигзагоподобно или лавировать. Но в штиль гребцы все же садились за весла.

В начале XlX века на морские просторы вышли самые большие и быстрые ветряки – клиперы. С помощью узкого корпуса и огромной площади парусов они набирали большую скорость. Но даже эти корабли не смогли сдвинуться с места в безветренную погоду.

Parohod s parusomБолее двухсот лет назад люди изобрели корабль, независящий от силы ветра, их приводила в движение паровая машина. Один из первых пароходов построил американский изобретатель Роберт Фултон. В 1804 году «Клермонт» впервые проплыл по реке Гудзон. На его борту были расположены гребные колеса, которые заменяли обычные весла.
Так как в те времена все корабли были изготовлены из дерева, то моряки отвергали нововведения. Капитаны ветряков, боясь огня и дыма, не принимали пароходы в серьез. Паровой двигатель нуждался в большом количестве топлива, поэтому первые модели пароходов были оснащены и парусами тоже, на случай если закончится уголь в открытом море.

В конце XlX века на смену паровому двигателю пришла могучая паровая турбина, гребное колесо уступило место винту, а корпус корабля начали изготавливать из металла. Такие корабли почти основательно вытиснули ветряки с морского маршрута. С тех пор, как судна начали оснащать экономичными двигателями внутреннего сгорания, работающими на дизельном топливе, ветряки использовались только для подготовки моряков: на борту этих кораблей курсанты получали практическую подготовку, необходимую для их тяжелого труда.

В наши дни по морям и океанам плавают тысячи суден разного предназначения. Они перевозят груз, пассажиров, транспортируют рыбу, обследуют океан. Самыми мощными двигателями оснащены атомные ледоколы, которые расчищают путь для суден среди северных льдов. Специальная атомная станция на их борту вырабатывает необходимый для двигателя электроток. Первые подводники опускались на морское дно, просто зажав ногами камень, который помогал им быстрее погрузиться под воду. Но даже тренированный человек может задержать дыхание только на несколько минут, поэтому долго находится под водой без специальных приспособлений, позволяющим дышать, не мог.

Skibladner 640x339

Самый простой из таких приспособлений известен под названием «каталонский звон». Он представлял собой большую бочку без дна, к обручам которой крепили груз. Если верить легенде, в «звоне», изготовленном из стекла, в давние времена опускался на дно Среднеземного моря Александр Македонский. В XVl в. итальянец Гильермо де Лоренцо сконструировал специальный водолазный звон, куда насосом подавался воздух. Это приспособление успешно использовали для подъема с морского дна пушек потонувшего корабля.

Следующим шагом в морской глубине было изобретение специального водолазного костюмя – скафандра. В 1715 году англичанин Джон Летбридж соорудил «машину для погружения» — пустой внутри цилиндр имел стеклянный иллюминатор для осмотра и отверстия для рук, оснащенные герметичными манжетами. Благодаря такому приспособлению человек мог находиться под водой до 30 минут. Главным недостатком этой конструкции было отсутствие свежего притока воздуха.

aqualung

Наконец, в 1943 году французы Эмиль Ганьян и известный обследователь морей Жак Ив Кусто решили эту проблему. Они придумали и опробовали дыхательный аппарат – акваланг. Его баллоны заполняют сжатым воздухом или специальной смесью для дыхания. В легком облегающем костюме аквалангисту намного удобнее двигаться, чем в тяжелом скафандре. С аквалангом на спине человек может погрузиться на глубину до 65 м, но не глубже, давление воды просто раздавит человека.

batiskafВ 1948 году специальный аппарат для глубоководного погружения – батискаф – построил швейцарский физик Огюст Пикар. Находясь в средине батискафа, ученые смогли опуститься на дно самой глубокой в мире Марианской впадины, глубина которой достигает 11 км! Оказалось, что в Марианской впадине есть жизнь.

Ledi Tigrica



Мнение администрации "АТЗ портала" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.

Оставьте свой комментарий

0 Ограничение символов
Размер текста должен быть больше 30 символов
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены
Обсудить на форуме (комментариев 0).
Besucherzahler seniorpeoplemeet.com
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
для детей старше 16 лет