Общество

Забытые традиции Дагестана

( Проголосуй первым! ) 

peuple daghestanИстория народов Дагестана интересна и многообразна. Не только частыми войнами, набегами захватчиков и пресловутой поликорректностью. Изолированные в горах народы развивались не то, чтобы в отрыве от остального мира, но уж точно не за ручку с ним.

8 самых странных и интересных обычаев народов Дагестана.

 Все восемь обычаев этого списка уже канули в лету. Какие-то совсем давно, другие – буквально вчера. Но все они оставили след в жизни горных народов. Некоторые – настолько сильный, что не замечать это невозможно.
 Вполне может быть, что этот список нуждается в серьёзном расширении, ведь историки узнают всё больше о нравах прошлых столетий. И находят там много интересного.


 Магия, куклы и XX век.
 Село Рутул
 Очень многообразны и интересны были обряды вызывания дождя в селе Рутул. Одним из способов вызывать прервать сухой сезон был обычай похорон женской фигурки из дерева (рут. годей) в тех святилищах, где обычно хоронят новорожденных. Перед этим толпа девушек со всего аула с песнями, призывающими дождь, носила наряженную в женское платье годей по всем домам своего квартала, собирая подаяние мукой, мясом, сыром и другой снедью. Обойдя весь квартал, процессия торжественно «хоронила» фигурку в святилище. Обряд кончался пышными «поминками». На них из собранного девушками подаяния ставилось угощение для всего квартала. Чем необычен этот обряд? Да хотя тем, что он не просто дожил до XX века, но и совершался по прямому назначению в те годы, когда американцы активно сжигали вьетнамские деревни напалмом, а советские космонавты бодро заправляли в планшеты свои космические карты. Удивительная и достоянная восхищения традиционность.


 Горный феминизм
 Некоторые сёла горного Дагестана
 В некоторых селах горного Дагестана существовал такой старинный
 обычай: девушки и женщины, встретив в окрестностях села незнакомого мужчину, с шутками окружали его, всячески подчеркивая свое превосходство. Девушки надсмехались над путником и требовали от несчастного, чтобы он вступил с ними в единоборство. Соревновались в танцах, в пении. Если незнакомец вел себя строптиво, не выполнял требования этих милых девушек, пытался отбиться и напугать гостеприимных дам, его валили на землю и хлестали крапивой. Конечно, все это делалось с шутками и смехом. Впрочем, история умалчивает, смеялись обе стороны процесса или, что более логично, только девушки. По одному мужчины окрестных сел старались не попадаться на глаза своим бойким соседкам. Крапива всё-таки больно жжется.


 Татушки
 Сёла горного Дагестана
 Сейчас татуировки массовом сознании ассоциируются с тюремной или военной культурой. Ну, в лучшем случаи, с альтернативно-молодёжной. Каково же будет удивление консерваторов и традиционалистов, когда они узнают что татуировка в Дагестане была делом обычным и всем знакомым. И не абы какая татуировка, а именно женская. Причём традиция женской татуировки исчезла совсем недавно, около полувека назад. Выглядит это очень странно: благообразная кавзазкая старушка, а на руках – тату.
 Этнограф Г. Исмаилов, всю жизнь занимающийся темой («Феномен женской татуировки в Дагестане» Г. И. Исмаилов 2008г.— советуем), различает 17 тематических групп татуировок: образы диких животных, растительные орнаменты, исламские татуировки, родовые знаки, советскую символику, солярные знаки и даже «татуировки фаллического (!) характера». Вот это сюрприз.


 Круги на полях
 Аул Гапшим
 Древние, как сама история, солярные знаки выводили не только на коже девушек Дагестана, но и на домах, утвари и полях. Причём так делали во всём мире. Но если каменные круги и лабиринты из камней во всём мире перестали складывать пару тысяч лет назад, то в ауле Гипшим так быстро отказываться от проверенной практики не стали. И вправду, столько веков от злых духов защищали эти знаки, зачем от них отказываться? Стоит исследователям начать внимательней изучать окрестности любого старого аула Дагестана (да и любого старинного поселения на Земле) – обязательно найдётся несколько кругов из камней на полях и «святых местах». Но Гапшим примечателен тем, что круги эти там довольно «свежие», в то время как Стоунхенджу то ли 3 тысячи лет, то ли 30 тысяч.


 Похороны по Зирихгирански
 Город Зирихгеран (нынешний пос. Кубачи)
 О ритуалах дохристианской эпохи в истории Кубачи сохранилось лишь общая информация. Но и её хватит на то, чтоб особенно впечатлительные девушки провели пару бессонных ночей.
 Погребальные обряды для мужчин и для женщин были похожи друг на друга, но отличались в деталях. Если умерший – мужчина, то его тело относили в какое-нибудь подземное помещение и там мужчины расчленяли тело, отделяя мясо от костей. Что делось после с костями умершего – не известно, но всё остальное оставляли на открытом воздухе для того, чтоб его съели птицы. И не абы какие, а именно чёрные вороны. Остальные птицы за проявления интереса к мясу покойного тут же получали порцию стрел от родственников усопшего.
 В случаи смерти женщины её тело обрабатывали аналогично мужскому, но непременно в надземном помещении. А, за неимением другого слова, мясо отдавалось коршунам. Все остальные пернатые отстреливались.
 Возможно, некоторые историки могут дать объяснение такому занимательному обряду. Нам лишь остаётся добавить, что зирихгиранцы в те далёкие времена после смерти гарантированно отправлялись на небеса.


 Побори свою любовь
 Аул Тиндаль
 У многих народов, прежде чем выйти замуж девушка должна была оказать хоть какое-то «сопротивление» жениху. Но у тиндальцев всё было по серьёзному. Обычай требовал, что бы по приходу в дом жениха, невеста должна была с ним и его двумя друзьями в прямом смысле этого слова бороться. Причём бороться не на показ (хотя доля театральности, конечно, присутствовала) а с захватами, суфлексами и, видимо, синяками. «Сторона жениха» не то что бы очень уж и старалась, учитывая, что борьба продолжалась несколько суток, но и не отступала. И лишь после этого изматывающего борцовского марафона девушка склонялась на сторону победителя.


 Проводы невесты
 Аулы Ункратль и Дидо
 В современном мире невеста преодолевает последние метры, отделяющие её от семейной жизни за руку с женихом. В некоторых случаях – на руках у последнего. Но жителям аулов Дидо и Ункратль сотню лет назад были чужды подобные телячьи нежности. В день свадьбы два друга жениха забирались в дом невесты и облачив счастливицу в новую шубу выволакивали ее из дома на улицу, где ее встречали все жители аула. Как только невеста ступала за порог своего дома, сельчане с шутками и весельем… забрасывали девушку комьями грязи. А чтоб девушка сразу поняла, что семейная жизнь не сахар — с нарочито дикими криками ее гнали до самой сакли жениха. Есть мнение, что именно эти девушки позже охотились за одинокими мужчинами с крапивой в руках…


 Свобода
 Общество Ахкакцев, Каратнское наибство
 Во второй половине 19 века в обществе Ахкакцев, Каратнского наибства существовало очень интересное, и немыслимое сейчас в Дагестане, правило. Девушки до выхода замуж проводили время и ночевали с кем угодно. Вот с кем хотели – с тем и ночевали. По обоюдному согласию и без обязательств. До сексуальной революции в США оставалось 100 лет.
 Похожие обычаи существуют и сейчас, в некоторых африканских и азиатских странах. Но представить подобное в патриархальном Дагестане действительно сложно.



Мнение администрации "АТЗ портала" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.

Оставьте свой комментарий

0 Ограничение символов
Размер текста должен быть больше 30 символов
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены
Обсудить на форуме (комментариев 0).
Besucherzahler seniorpeoplemeet.com
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
для детей старше 16 лет